twitter ВКонтакте facebook

ПОЭТ И ПРИРОДА (выразительное чтение стихотворений) (урок-устный журнал)

Цель: учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении.

Примечание. Готовясь к уроку, дети выбирают из данной главы учебника или из томика стихов Вознесенского, Асеева, Некрасовой, Заболоцкого стихотворение для заучивания наизусть.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Учитель демонстрирует обложку журнала «Поэт и природа».

Эпиграф:

                                               В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                               В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                Ф. Тютчев

– Вы подобрали много вариантов эпиграфа, но компетентное жюри выбрало этот. Подумайте, почему. (Высказывания детей.)

II. Вступительное слово учителя.

– Природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие, здоровье.

III. Объявление темы и постановка целей урока.

Учитель. Сегодня выходит в свет журнал-альманах «Поэт и природа». Чтобы урок состоялся, была проделана большая подготовительная работа.

– Вспомните, с чего все началось? (Дети вспоминают, как проводились конкурсы на лучшую обложку, подбирались иллюстрации, готовился информационный  блок, подбирались и заучивались стихи, искали подходящий эпиграф к уроку.)

– Как называют представление чего-то нового на суд зрителей, читателей? (Презентация.)

– Сегодня на уроке у нас настоящая презентация! Мы «перелистаем» все страницы нашего журнала и подведем итог нашей работы. Узнаем, какие красивые образные выражения вам запомнились.

– Чего вы ждете от урока? Каким вы хотите его увидеть?

IV. Работа по теме урока.

Страница 1. А. Вознесенский.

– Что вам известно об этом поэте?

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника. В 14 лет, будучи учеником 6 класса, послал свои стихи Б. Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского. Дружба с великим поэтом, его личность, творчество, круг общения, которым Пастернак щедро делился с юным другом, – все это было бесценно для начинающего поэта.

– Каким темам он отдавал предпочтение в своем творчестве? (Дети вспоминают стихи, которые они читали еще в первой части учебника, стихи о природе, приготовленные к данному уроку.)

Выразительное чтение стихов А. Вознесенского наизусть.

Страница 2. Н. Асеев.

Николай Николаевич Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в г. Льгов Курской губернии. Умер 16 июля 1963 г. в Москве. Русский поэт был родом из обедневших дворян. Отец – страховой агент. Родители оказали большое влияние на развитие личности будущего поэта. Рано лишившись матери, Асеев воспитывался у деда – помещика и страстного любителя русского фольклора. Окончив Курское реальное училище (1907), поступил в Московский коммерческий институт (1908–1910), затем перешел в Харьковский университет; одно время был вольнослушателем Московского университета (историко-филологи-ческий факультет).

О своем творчестве поэт написал:

                   Стихи мои из мяты и полыни,

                   Полны степной прохлады и теплыни.

                   Полынь горька, а мята горе лечит;

                   Игра в тепло и в холод – в чет и нечет.

                   Не человек игру ту выбирает –

                   Вселенная сама в нее играет.

                   Мои стихи – они того же рода,

                   Как времена круговращенья года.

Выразительное чтение стихов Н. Асеева наизусть.

Страница 3. Творческая лаборатория поэта. (Работа по группам.)

– Прочитайте стихотворения, подготовленные дома, и выполните  задания.

1. Определите приемы, которые использует поэт, чтобы красиво и образно описать небо и облака.

2. В чем состоит необычность тех картин, которые поэт рисует в произведении?

3. Выберите лучшее и прочитайте стихотворение выразительно.

ГЛЯДЯ В НЕБЕСА

               Как лед облака, как лед облака,

               как битый лед облака,

               и синь далека, и синь высока,

               за ними – синь глубока;

               Летят облака, как битый лед,

               весенний колотый лед,

               и синь сквозит, высока, далека,

               сквозь медленный их полет;

               Летят облака, летят облака,

               как в мелких осколках лед,

               и синь холодна, и синь далека,

               сквозит и холодом льнет;

               И вот облака превращаются в лед,

               и лед истончается в лен,

               и лед и лен уже отдален,

               и снова синь небосклон!

НЕБО

               Небо – как будто летящий мрамор

               с белыми глыбами облаков,

               словно обломки какого-то храма,

               ниспровергнутого в бездну веков!

               Это, наверно, был храм поэзии:

               яркое чувство, дерзкая мысль;

               только его над землею подвесили

               в недосягаемо дальнюю высь.

               Небо – как будто летящий мрамор

               с белыми глыбами облаков,

               только пустая воздушная яма

               для неразборчивых знатоков!

Страница 4. К. Некрасова.

– Что вы узнали о жизни и творчестве этой поэтессы? (Ответы детей.)

Ксения Некрасова родилась в 1912 году. Воспитывалась без родителей, вначале в приюте, потом в семье сельского учителя. Первая подборка ее стихов была опубликована в 1937 году в журнале «Октябрь». Своеобразие  дарования, четкость и ясность строк  при сохранении почти детской их простоты – все это было замечено сразу. Закончить Литинститут, куда она была направлена Свердловским обкомом комсомола, ей не пришлось – началась война. Первая книга Некрасовой «Ночь на баштане» вышла в издательстве «Советский писатель» в 1955 году. Второй сборник «А земля наша  прекрасна»  вышел в свет через месяц после ее смерти в 1958 году.

Рукописи свои она не берегла, они рассеяны по разным местам. Последний и наиболее полный сборник (156 страниц) был издан в 1973 году тиражом 17 тысяч экземпляров. Сейчас это библиографическая редкость. Стихи, которые мы будем читать, взяты из него. На первой странице помещен портрет Ксении Некрасовой работы художника Р. Фалька.

Поэзия Ксении Некрасовой сравнима, пожалуй, с первыми подснежниками: такая же безыскусная, хрупкая и долгожданная.

Стихотворение Ярослава Смелякова совершенно прозрачно описывает историю жизни Ксении Некрасовой. В ее судьбе было много драматичных поворотов, иногда нелепых. Была в этой жизни и настоящая трагедия – потеря единственного ребенка. Но через все это, как через метели и снежные завалы, пробивались ее удивительные стихи – скромные, трогательные и нежные, так похожие на первые подснежники.

– Послушайте отрывок из стихотворения Ярослава Смелякова:

                                    

                                       КСЕНиЯ НЕКРАСОВА

             Как она бедно и как неискусно одета!

             Пахнет от кройки подвалом или чердаком.

             Вы не забыли стремление Ксенино это  – 

             платье украсить матерчатым мятым цветком?

             Жизнь ее в общем сложилась не очень удачно:

             пренебреженье, насмешечки, даже хула.

             Знаю я только, что где-то на станции дачной

             вечно без денег она всухомятку жила.

             На электричке в столицу она приезжала

             с пачечкой новых, наивных до прелести строк.

             Редко когда в озабоченных наших журналах

             вдруг появлялся какой-нибудь Ксенин стишок.

Ее стихи не сразу удается правильно расслышать. Давайте попробуем открыть в них чудесный мир – мир, в котором мы живем.

Индивидуальная работа по карточкам.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно.

                                         РУССКИЙ ДЕНЬ

           И густо снег летел из туч...

           И вдруг зари багровый луч

           поверхность мглистую задел –

           сугроб в тиши зарозовел,

           старинным серебром отяжелели

           на бурых бревнах шапки крыш,

           и небеса, как васильки,

           вдруг синим цветом зацвели,

           и мощные стволы

           вздымались из снегов,

           пронзая прутьями сучков

           оплыв сияющих сосулек.

           И восхищенный взор мой ликовал,

           и удивлений дивный трепет

               чуть-чуть покалывал виски, –

               и плакать можно, и писать стихи.

       

ВЕСНА

               Босоногая роща

               всплеснула руками

               и разогнала грачей из гнезд.

               И природа,

               по последнему слову техники,

               тонколиственные приборы

               расставила у берез.

               А прохожий сказал о них,

               низко склоняясь:

               «Тише, пожалуйста, –

               это подснежники...»

               Отходит равнодушие от сердца,

               когда посмотришь на березовые

               листья,

               что почку открывают

               в середине мая.

               К младенчеству весны

               с любовью припадая,

               ты голову к ветвям склоняешь,

               и в этот миг

               походит на рассвет –

               бурею битое,

               грозою мытое,

               жаждой опаленное

               твое лицо,

               мой современник нежный.

– Нарисуйте словами волшебную картину, которую описывает К. Некрасова в каждом стихотворении.

– Найдите все сравнения и олицетворения.

– Какие чувства и мысли надо передать при чтении?

– Прочитайте выразительно.

Выразительное чтение стихотворений, подготовленных дома.

Физкультминутка

Страница 5. Н. Заболоцкий.

Дети рассказывают о поэте, учитель добавляет.

В биографии Николая Алексеевича Заболоцкого поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции мироздания и мужественное преодоление барьеров, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути. С молодых лет он очень взыскательно относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. На протяжении жизни несколько раз составлял идеальные своды, со временем пополняя их новыми стихотворениями, прежде написанные – редактировал и в ряде случаев заменял другими вариантами. За несколько дней до смерти Николай Алексеевич написал литературное завещание, в котором точно указал, что должно войти в его итоговое собрание, структуру и название книги.

Н. А. Заболоцкий родился в 1903 голу и вырос в семье земского агронома.

В 1920 году он покинул родительский дом и направился сначала в Москву, а на следующий год в Петроград, где поступил на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена. Голод, неустроенная жизнь и порой мучительные поиски собственного поэтического голоса сопутствовали студенческим годам Заболоцкого. Он с увлечением читал Блока, Мандельштама, Ахматову, Гумилева, Есенина, но скоро понял, что его путь не совпадает с путем этих поэтов. Ближе его поискам оказались русские поэты XVIII века, классики ХIX, из современников – Велимир Хлебников.

Прочитав его книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Заболоцкому восторженные слова, столь важные для не избалованного критикой поэта: «Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор «Журавлей», «Лебедя», «Уступи мне, скворец, уголок», «Неудачника», «Актрисы», «Человеческих лиц», «Утра», «JIecнoгo озера», «Слепого», «В кино», «Ходоков», «Некрасивой девочки», «Я не ищу гармонии в природе» – подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом» (5 июня 1957 г.).

Выразительное чтение стихотворений Н. Заболоцкого.

Страница 6. «Поэтический марафон».

– Подготовьтесь к выразительному чтению. Выберите верную интонацию для чтения. Определите настроение.

ОСЕНЬ

             Архитектура Осени. Расположенье в ней

             Воздушного пространства, рощи, речки,

             Расположение животных и людей,

             Когда летят по воздуху колечки

             И завитушки листьев, и особый свет, –

             Вот то, что выберем среди других примет.

             Жук домик между листьев приоткрыл

             И, рожки выставив, выглядывает,

             Жук разных корешков себе нарыл