twitter ВКонтакте facebook

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ Ф. ТЮТЧЕВА «В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА…», В СКАЗКЕ С. КОЗЛОВА «ЕСЛИ МЕНЯ СОВСЕМ НЕТ»

Уроки 88–89 (5–6)

Страницы учебника: 140–144.

Цель: помочь учащимся обнаружить идею, мысль, которая связывает стихотворение Ф. Тютчева и сказку С. Козлова: мысль об одиночестве, о недолговечности всего живого на земле.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Постановка целей уроков.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Ф. И. Тютчева и сказкой С. Козлова, подумаем, какая мысль связывает эти два произведения.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Какую картину природы создает поэт в первых двух строфах стихотворения? Где подводит итог этому своему впечатлению? (Федор Тютчев в первых двух строфах стихотворения делится впечатлениями о лете: небо высокое и чистое, несколько облаков бесследно исчезают («в небе тают облака»), от яркого палящего солнца река кажется лучистой, ее блеск слепит глаза («в искрах катится река», «словно зеркало стальное»), воздух сильно разогрет («час от часу жар сильней»), солнце в зените, поэтому нигде нет тени («тень ушла к немым дубровам»), сильный стойкий аромат повис в воздухе («веет запахом медовым»). Ощущение летней благодати заканчивается словами: «Чудный день!», которые словно подводят под ним черту.)

– Меняет ли последняя строфа смысл стихотворения? В ней находит выражение впечатление от природы или размышление о жизни? Какой же мыслью (или переживанием) делится с нами поэт? (Безусловно, последняя строфа меняет смысл стихотворения. На смену летним приятным впечатлениям приходит мысль о вечности, о том, что и через века будут течь реки, дышать поля, но меня-то уже не будет; именно в последних строках чувствуются сожаление, горькая печаль о недолговечности человеческой жизни. И уже по-другому воспринимается летний день, уже нет ощущения умиротворения, созерцательности. Поэт словно недоумевает: «Зачем все это, если меня не будет, если люди умирают...»)

Искусство помогает сделать переживание этой страшной проблемы благородным, позволяет перевести бытовую эмоцию страха в эстетическую эмоцию сопереживания всем живущим.

2. Работа по «ленте времени».

– Рассмотрите «ленту времени», соотнесите время жизни поэтов, стихи которых мы прочитали. (Пушкин, Лермонтов, Тютчев – поэты ХIХ века, Асеев, Заболоцкий, Некрасова, Вознесенский – ХХ века. Это две эпохи.)

3. Чтение сказки С. Козлова по ролям.

– Что происходит с Ежиком? Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Ежик задумался о том, что такое смерть и что такое одиночество. Он обращается к Медвежонку со словами: «Но вдруг вот – меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?» В этих словах звучит беспокойство о друге Медвежонке, который не представляет себе жизни без него, Ежика. Ежика не страшит сама смерть – его пугает чувство тоски и одиночества, которое возникает от утраты близких.)

– Проблема смерти в том, как с ней сможет смириться, свыкнуться близкий тебе человек. Как станет без тебя жить? Именно этими мыслями Ежик хочет поделиться с Медвежонком.

– Можно ли сказать, что Медвежонок глупый? (Нет, иначе Ежик не стал бы с ним дружить. Медвежонок наивный, он живет настоящим. Абстрактное понятие «смерть» ему непонятно, он мыслит конкретно.)

– Почему он никак не может понять, о чем ему говорит Ежик? (Медвежонок каждый день встречается с Ежиком. Он не может даже помыслить, что однажды такая встреча не состоится. «Так не бывает», – говорит Медвежонок. Для него отсутствие друга может быть только временным и легко поправимым. Отсюда такая цепь рассуждений: если тебя нет дома, значит, ты на реке; если тебя нет на реке, значит, ты в лесу; если тебя нет в лесу, значит, ты в другом лесу. «Переверну все вверх дном, и ты отыщешься», – говорит Медвежонок.)

Разговор Ежика с Медвежонком напоминает игру в прятки. Ежик так хорошо «спрятался», что Медвежонок отчаялся его найти, и тогда он произносит ГЛАВНЫЕ слова, которые объясняют его непонимание. Найдите в тексте ГЛАВНЫЕ слова Медвежонка, которые объясняют его непонимание. (Медвежонок настолько любит друга, что говорит свои главные слова: «Если тебя нет, то и меня нет».)

– Вы ведь понимаете, что Ежик и Медвежонок у Сергея Козлова очень разные. Почему же они вместе? (Любовь, дружба не поддаются объяснению, эти чувства нельзя разобрать, разложить по полочкам. Любят друг друга потому, что нуждаются друг в друге, потому что часто безо всяких причин людям комфортно и  хорошо вместе. В дружбе каждый делится частичкой своей души с другом и сам становится богаче.)

– Чего же так недостает одному и другому персонажу сказки С. Козлова? (Ежику недостает непосредственности, простоты, веселости Медвежонка. Медвежонок преклоняется перед умом, рассудительностью, утонченностью Ежика. Вместе они глубже постигают и ощущают прелесть окружающего мира.)

– Что случилось с Медвежонком в конце сказки? («Медвежонок замолчал и нахмурился». Он по-настоящему задумался над вопросом Ежика.)

– Но есть ли ответ на этот вопрос? Как вы думаете, зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением ночного пейзажа? Что в этом пейзаже главное? О чем он заставляет задуматься? (Ночной пейзаж как бы «обрамляет» сказку. Месяц, который зальет «холодным, тусклым светом всю землю», в начале сказки воспринимается как ежедневное чудо, в конце сказки от него веет холодом. Это герои увидели месяц другими глазами. Ежик заставил Медвежонка задуматься о душевной пустоте, которую приносит с собой одиночество. Эти грустные мысли вызвали временное отчуждение, отстраненность друзей. В этот момент они смогли почувствовать тревогу и тоску о потерянной дружбе.)

– Есть ли какая-то связь между стихотворением Федора Тютчева и сказкой Сергея Козлова? (Мысль об одиночестве, о недолговечности всего живого на Земле связывает стихотворение Ф. Тютчева и сказку С. Козлова. То, что в начале стихотворения Тютчева (искрящаяся река, знойный жаркий день) казалось радостным и светлым, в последней строфе из-за повтора кажется равнодушным и даже пугающим своей неизменностью. В сказке С. Козлова равнодушие природы к живому символизирует холодный свет месяца.)

IV. Итог уроков.

Чтение  стихотворения  Валентина  Берестова  «Вот  и  ландыш отцвел...».

– Почему это стихотворение в учебнике поместили после стихотворения Тютчева и сказки Козлова? Какую мысль высказал автор? (Красота недолговечна, ее трудно найти, но она не исчезает бесследно («Но меня ты найдешь, / Лишь пройдя через лето, и осень, и зиму»), а возрождается вновь и вновь.)

Домашнее задание: ответить на вопрос, какие мысли из девятой главы вам близки.