twitter ВКонтакте facebook

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ

Цели: поразмышлять и осмыслить философские и эстетические проблемы произведения; на основе анализа литературного произведения способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки; развивать читательский интерес.

Оборудование: книга Сент-Экзюпери «Маленький принц», портрет писателя, запись песни М. Таривердиева «Маленький принц».

Эпиграф: «Ищите меня в том, что я пишу...» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Введение в тему.

Учитель читает стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».

               Людей неинтересных в мире нет.

               Их судьбы – как истории планет.

               У каждой всё особое, своё,

               и нет планет, похожих на неё.

               А если кто-то незаметно жил

               и с этой незаметностью дружил,

               он интересен был среди людей

               самою незаметностью своей.

               У каждого – свой тайный личный мир.

               Есть в мире этом самый дивный миг.

               Есть в мире этом самый страшный час,

               но это всё неведомо для нас.

               И если умирает человек,

               с ним умирает первый его снег,

               и первый поцелуй, и первый бой…

               Всё это забирает он с собой.

               Да, остаются книги и мосты,

               машины и художников холсты,

               да, многому остаться суждено,

               но что-то ведь уходит всё равно!

               Таков закон безжалостной игры.

               Не люди умирают, а миры.

               Людей мы помним, грешных и земных.

               А что мы знали, в сущности, о них?

               Что знаем мы про братьев, про друзей,

               что знаем о единственной своей?

               И про отца родного своего

               мы, зная всё, не знаем ничего.

               Уходят люди… Их не возвратить.

               Их тайные миры не возродить.

               И каждый раз мне хочется опять

               от этой невозвратности кричать…

– Подумайте, какая связь между сказкой А. де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Евгения Евтушенко. (В стихотворении говорится о том, что каждый человек подобен планете, у него есть свой мир. Уход любого человека – это всегда боль и печаль, даже если это был обычный, ничем не примечательный человек. Главный герой сказки Экзюпери – ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе.)

– Что вам известно об авторе? (Ответы детей. Дополнение учителя.)

2. Слово о писателе.

Антуан де Сент-Экзюпери был французским лётчиком, который героически погиб в воздушном бою с фашистами. Он создал трогательные философские произведения и тем самым оставил глубокий след в гуманистической литературе ХХ века.

Он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой, был всесторонне развитым человеком необычайно яркой одарённости. В своих произведениях Экзюпери всегда вспоминает о детстве. Он играл в рыцарей и королей, в машинистов и в вождение паровоза. Он увлекался всем, что видел. Он был «родом из детства»..

Экзюпери всегда ценил дружбу, она была для него мерилом искренности, он считал ее самым драгоценным, что есть на планете.

Его взрослая жизнь была полна драматических обстоятельств. Он нередко бывал на грани смерти: постоянные тяжелые авиационные катастрофы, участие в борьбе испанских республиканцев. «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!» – говорили о нем друзья.

Но в своем творчестве, своих письмах, рукописях и романах этот человек раскрывался полнее всего. У Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература. «Для меня летать и писать – одно и то же» – вот его ответ на вопрос, что для него важнее. Движение, полет – это жизнь, и саму жизнь он ощущал как полет и движение.

«Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля», – говорил Экзюпери. Он мечтал о спасении всего человечества, был готов спасти каждого на этой Земле, жил ради нее.

3. История создания сказки.

Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. 3десь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни – вода, она утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.

В «Маленьком принце» Экзюпери наполнит этот символ глубоким, философским содержанием.

– К какому жанру относится произведение «Маленький принц»? Докажите. (То, что «Маленький принц» сказка, определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи – Лис, Змея, Роза.)

«Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.

Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

Но это только внешняя сторона сюжета.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия – это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово «философия» используют как синоним к слову «мудрость». В сказке много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни. Какие качества и ценности люди называют вечными? (Любовь и дружба, ответственность и преданность.)

– Какие вопросы возникли у вас после чтения? (Ответы детей.)

– Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое. Наша задача – разобраться в символизме этой сказки.

III. Работа по теме урока.

1. Работа над содержанием произведения.

– Назовите героев сказки. (Маленький принц, Роза, Лис.)

– Где происходит действие?

– Чем является астероид малыша? (Это символ планеты, а еще это далекий для многих взрослых мир детства.)

– Попробуйте объяснить: «...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А. де Сент-Экзюпери. (Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...)

2. Характеристика Маленького принца.

– Что вы можете сказать о характере Маленького принца?

– Какие качества его характера вам особенно нравятся? Почему именно эти? (Маленький принц – это ребенок, который все видит не так, как взрослые: он очень любознательный, общительный, вежливый. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки...)

– Прочитайте эпизод, где появляется Роза. Как описывает ее автор? (Глава 8. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!». И он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя несчастным. Для описания Розы используются глаголы: прихорошилась, подбирала краски, хотела показаться в блеске своей красоты, лепестки раскрылись.)

3. Чтение по ролям. Диалог Розы и Маленького принца.

– Чему учит история отношений Маленького принца и Розы? (Эта история учит внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию. «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь», – говорит герой.)

– А в чем мудрость Розы? Чему она учит нас? (Нежности и гордости. Оставаясь одна на планете, она ни в чем не упрекнула Маленького принца, гордо указав на все четыре шипа, которыми вооружила ее природа, потому что не хотела признаваться в своей беззащитности, чтобы не сделать больно любимому. Прощание их проникнуто грустью и нежностью: «И ни слова упрека», «откуда эта тихая нежность?»)

Вывод. Роза – символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина: красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом.

4. Работа с пословицами.

На доске записаны пословицы:

• Задним умом дела не поправишь.

• После дела за советом не ходят.

– Объясните смысл пословиц.

– Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые.)

– Приведите примеры поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздание в школу, потеря денег и др.)

– Какие ошибки относятся к непоправимым? (Потеря здоровья, смерть и др.)

– Какое  качество  характера   помогает   совершать   меньше  ошибок? (Ответственность.)

– Дайте определение понятия «ответственность». (Это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.)

– Кто в произведении учит Маленького принца быть ответственным? Прочитайте. (Лис говорит: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил».)

5. Беседа по вопросам.

Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

– Как Маленький принц жил на своей планете до путешествия и до встречи с Лисом? (Он твердо усвоил правило: «встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.)

«Берегись баобабов!» – заклинает писатель. Баобабы – это образы зла вообще. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра – вырастает кедр, а из семян терновника – терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. «Ведь все взрослые сначала были детьми...» Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию. Чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.

– А какую еще мудрость открывает нам писатель? Послушайте стихотворение и попробуйте назвать эту мудрость.

             Да, я сказала «уходи»,

             Но почему ты не остался?

             Сказала я: «Прощай, не жди»,

             Но как же ты со мной расстался?

             Моим словам наперекор

             Глаза мне застилали слезы...

             Зачем доверился словам?

             Зачем глазам не доверялся?

Сильва Капутикян

– Какую мудрость подтверждают эти стихи? («Зорко лишь одно сердце, самого главного глазами не увидишь», – это слова Лиса, он научил Маленького принца дружить.)

– Почему, путешествуя на другие планеты, Маленький принц не смог найти себе друга среди тех, кого встречал: короля, географа, пьяницы, делового человека, честолюбца? В чем он видел их ограниченность? (Путешествуя и перелетая с астероида на астероид, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа. Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях, они не могут восторгаться красотой (пьяница, деловой человек, честолюбец). Каждый из них является носителем какой-то одной идеи. Посещение короля: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна». Посещение честолюбца. Честолюбие – жажда известности, стремление к почетному положению – хорошо в разумных пределах. «Тщеславные люди глухи по всему, кроме похвал». Посещение пьяницы. Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно. Посещение делового человека. Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб». Посещение фонарщика. Однажды, заблудившись, в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека.)

Физкультминутка

6. Словарная работа.

– Какие мудрые выражения из сказки вы выписали в «дневник читателя»?

• Себя судить куда труднее, чем других.

• Одни только дети знают, что ищут.

• Там хорошо, где нас нет.

• Зорко одно лишь сердце.

• Самое главное – то, чего не увидишь глазами…

• Вода бывает нужна и сердцу…

• У каждого человека свои звёзды.

• Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения.

• Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

• Власть прежде всего должна быть разумной.

– Объясните их смысл.

Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу. Поиск воды долгий и трудный, но и вода оказывается волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворот», из усилий человеческих рук. Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу».

– Как вы это понимаете?

– Прочитайте эпиграф.

– Каким  вы  увидели  автора на страницах книги «Маленький принц»? (Увидели чистоту и доверчивость его огромной детской души, убедились, что он не способен на подлость. Красота мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка – идеалы писателя.)

7. Творческая работа.

– Напишите сочинение-миниатюру «Что я хотел бы сказать Маленькому принцу?»

IV. Итог урока.

– Чему научил вас Маленький принц? (Ответы детей.)

– Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам. «У каждого человека – свои звезды».

Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение летчика в пустыне – встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца...

Звучит запись песни «Маленький принц» (музыка М. Таривердиева, слова  Н. Добронравова.)