Русская народная сказка «сивка-бурка»
Цели: познакомить учащихся с отражением древних (мифологических) представлений о мире; расширять представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах; обратить внимание на особенности сюжета и на характеристику героя волшебной русской сказки.
Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I»; жетоны «Молодец!» (27 штук).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся загадывают загадки классу. Ученик, который смог отгадать загадку, получает жетон «Молодец!».
III. Подготовка к восприятию.
Учитель читает наизусть стихотворение:
Добро и зло в стране чудес –
Как и везде – встречаются,
Но только здесь они живут на разных
берегах.
Здесь по дорогам разные истории
скитаются
И бегают фантазии на тоненьких
ногах.
– Догадайтесь, о каком жанре литературы идёт речь в этих строках. (О сказке.)
– Откройте учебники на с. 21, прочитайте название сказки. («Сивка-бурка».)
– Можно ли по названию сказки сказать, о ком пойдёт речь?
IV. Чтение и анализ сказки «Сивка-бурка» (с. 21–28).
1. Выразительное чтение сказки учащимися.
2. Лексическая работа (комментарии во время чтения).
Сивка-бурка, вещий, каурка – разъяснения к данным словам даёт консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов», с. 149.
Кликать – звать.
Худая одежонка – старая.
3. Беседа по содержанию.
– Есть ли сходство в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»? (Сходство в положении и возможностях героя и героини. Все остальные действующие лица сказок называются персонажами: герой в сказке всегда один!)
«Крошечка-Хаврошечка»:
• самая маленькая и, видимо, младшая, в приёмной семье;
• она чумазенькая;
• она сирота, и ей не достается никакого наследства;
• связь с волшебным миром: Хаврошечке помогает корова-матушка;
• она пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание.
«Сивка-бурка»:
• Иванушка-дурачок – младший в семье;
• он глупенький;
• в наследстве он будет обделён;
• связь с волшебным миром: Иванушке помогает волшебный конь;
• он пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца.
– Ребята, не заметили ли вы в данных сказках повторов – застывших кусочков текста, которые повторяются почти без изменений? Зачитайте их.
– Какое число управляет построением каждой сказки? (Число три.)
– Найдите в сказке подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова. (Это магическая сила заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.)
– Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».)
– С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом.)
– Теперь, став знатоком волшебных сказок, вы сможете ответить на вопрос: каков же герой волшебной русской сказки?
– Как его зовут: почему в имени используется уменьшительно-ласкательная форма? (Помощь оказывает консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов» на с. 149.)
– Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника? (Народная сказка слишком древний жанр – много старше былины. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета.)
– Всегда ли герой торжествует в сказке? (Да, всегда!)
V. Итог урока.
– Можно ли назвать главным героем Сивку-бурку? Почему?
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
Домашнее задание.
Сочинить свою волшебную сказку, пользуясь подсказкой автора учебника Н. А. Чураковой на с. 29–30.