twitter ВКонтакте facebook

Русская народная сказка «сивка-бурка»

Цели: познакомить учащихся с отражением древних (мифологических) представлений о мире; расширять представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах; обратить внимание на особенности сюжета и на характеристику героя волшебной русской сказки. Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I»; жетоны «Молодец!» (27 штук). Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Учащиеся загадывают загадки классу. Ученик, который смог отгадать загадку, получает жетон «Молодец!». III. Подготовка к восприятию. Учитель читает наизусть стихотворение: Добро и зло в стране чудес – Как и везде – встречаются, Но только здесь они живут на разных берегах. Здесь по дорогам разные истории скитаются И бегают фантазии на тоненьких ногах. – Догадайтесь, о каком жанре литературы идёт речь в этих строках. (О сказке.) – Откройте учебники на с. 21, прочитайте название сказки. («Сивка-бурка».) – Можно ли по названию сказки сказать, о ком пойдёт речь? IV. Чтение и анализ сказки «Сивка-бурка» (с. 21–28). 1. Выразительное чтение сказки учащимися. 2. Лексическая работа (комментарии во время чтения). Сивка-бурка, вещий, каурка – разъяснения к данным словам даёт консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов», с. 149. Кликать – звать. Худая одежонка – старая. 3. Беседа по содержанию. – Есть ли сходство в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»? (Сходство в положении и возможностях героя и героини. Все остальные действующие лица сказок называются персонажами: герой в сказке всегда один!) «Крошечка-Хаврошечка»: • самая маленькая и, видимо, младшая, в приёмной семье; • она чумазенькая; • она сирота, и ей не достается никакого наследства; • связь с волшебным миром: Хаврошечке помогает корова-матушка; • она пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание. «Сивка-бурка»: • Иванушка-дурачок – младший в семье; • он глупенький; • в наследстве он будет обделён; • связь с волшебным миром: Иванушке помогает волшебный конь; • он пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. – Ребята, не заметили ли вы в данных сказках повторов – застывших кусочков текста, которые повторяются почти без изменений? Зачитайте их. – Какое число управляет построением каждой сказки? (Число три.) – Найдите в сказке подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова. (Это магическая сила заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.) – Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».) – С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом.) – Теперь, став знатоком волшебных сказок, вы сможете ответить на вопрос: каков же герой волшебной русской сказки? – Как его зовут: почему в имени используется уменьшительно-ласкательная форма? (Помощь оказывает консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов» на с. 149.) – Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника? (Народная сказка слишком древний жанр – много старше былины. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета.) – Всегда ли герой торжествует в сказке? (Да, всегда!) V. Итог урока. – Можно ли назвать главным героем Сивку-бурку? Почему? Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. Домашнее задание. Сочинить свою волшебную сказку, пользуясь подсказкой автора учебника Н. А. Чураковой на с. 29–30.