twitter ВКонтакте facebook

СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ (По рассказу А. Куприна «Слон»)

Страницы учебника: 146–159.

Цель: помочь учащимся увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

Оборудование: рисунок с изображением слона, табличка с эпиграфом.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске записано:

Человеческая душа – самая большая загадка литературы.

Эпиграф – это цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения, у нас – главы.

           Можно стать богатым

           И капитал накопить,

           Но ценности есть,

           Которые не купить.

II. Постановка целей урока.

– Прочитайте название десятой главы. Предположите, о чем пойдет речь в этой главе. (Проза, поэзия, драма – это жанры литературы. Главная ценность художественной литературы – это душа человека.)

Литература открывает внутренний мир человека, его мечты, судьбу, надежды, любовь. Хотите познакомиться с произведениями литературы, в которых мастера пера открывают внутренний мир людей?

Тогда в путь, к новым знаниям! Наш урок посвящен изучению рассказа А. И. Куприна «Слон».

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (или заранее подготовленного ученика).

Учитель помещает на доску рисунок с изображением  огромного слона.

2. Работа по содержанию рассказа.

– Как вы думаете,  могло  ли  быть  то, о чем рассказывает А. Куприн? (Рассуждения учащихся.)

– Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону? (Ответы детей.)

– Что побуждает двух взрослых людей (отца девочки и хозяина зверинца) исполнить невероятную просьбу шестилетней девочки? (Болезнь девочки. Отец очень боится, что не сумеет выполнить ее последнее желание. Так же думает и хозяин зверинца: у него тоже дочь, которая такого же возраста, как и больная девочка.)

– Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких? (Самый большой слон – самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много разных интересных вещей и, конечно, может доставить больной девочке самое большое удовольствие.)

«Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и наконец садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик» (с. 149, 2-я ч.).

Физкультминутка

3. Продолжение работы над содержанием рассказа.

– Желание маленькой Нади увидеть слона – это каприз или мечта? Докажите свое мнение, обращаясь к тексту. (От слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...» (с. 153) до слов «...Она даже не слышит, как ее раздевают» (с. 156).

1 – выполнение просьб мамы;

2 – разглядывание слона, сравнение с представлениями, сло-жившимися по картинке;

3 – общение со слоном;

4 – обед;

5 – вечер.

Дети говорят о действиях Нади и подтверждают словами из текста.)

Все говорят о том, что интерес у девочки к слону настоящий, глубокий, устойчивый. Ей со слоном очень интересно.

– Найдите и прочитайте описание слона. (От слов «Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя...» на с. 153 до слов «...то, наверно, достал бы им до окна» на с. 154.)

– Кто же так внимательно его рассматривает: Надя? Автор? (Надя, так как представлен слон глазами девочки.)

– Как девочка понимает «дружбу» со слоном? (Проявление уважения – обращается на «вы», интересуется именем слона; тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока покормят булками. Общие интересы и общение: девочка показывает слону все самое ценное, интересуется его мнением. Желание быть всегда рядом и делать все вместе.)

– Зачем автор так подробно пишет о том, что съела девочка, что съел слон: разве это важно? Найдите все места в тексте, где говорится о еде, и подумайте над этим вопросом. (С. 153: «яйцо было съедено, молоко выпито»; с. 155: «Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку»; с. 156: «Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон – разные овощи и салат... Затем они получают сладкое – девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового...»; все это – подробности ее выздоровления, ее возвращения к жизни.)

– Как вы думаете, почему поправилась Надя? Может быть, по той же причине, по какой выздоровела девочка из «Синей Птицы»? (Потому что по-настоящему привязалась к слону. Он оказался тем большим и умным другом, в котором она так нуждалась. Девочка из «Синей Птицы» выздоровела не потому, что привязалась к горлинке, а потому, что Тильтилю, который сделал этот подарок, не жалко отдать самое ценное, что есть в доме, – Синюю Птицу. Любовь и бескорыстие Тильтиля сотворили чудо –  выздоровление девочки.)

IV. Итог урока.

– О чем же этот рассказ? О силе родительской любви? О том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство? (Рассуждения детей.)

На рисунке с огромным слоном записывают ответы: мечты, родительская любовь.

Для родителей нет ничего невозможного, когда речь идет о здоровье и жизни ребенка.

Домашнее задание: с. 158, ответить на вопросы; попробовать изобразить на рисунках свои мечты.