twitter ВКонтакте facebook

СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ (По рассказу А. Куприна «Слон» и стихотворению М. Карема «Ослик»)

Страницы учебника: 146–159.

Цель: увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

Оборудование: рисунок с изображением слона, табличка с эпиграфом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эпиграф к уроку (на доске):

               Любят тебя без особых причин;

               За то, что ты внук,

               За то, что ты сын,

               За то, что малыш,

               За то, что растешь,

               За то, что на маму и папу похож...

               И эта любовь до конца твоих дней

               Останется тайной опорой твоей.

             В. Берестов

II. Постановка цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением А. Куприна «Слон», обсудим смысл названия рассказа, составим план, рассмотрим связь рассказа А. Куприна и стихотворения М. Карема, отправимся в «Картинную галерею», где познакомимся с работой П. Пикассо «Мать и дитя».

– Какие знания нам необходимы для достижения поставленных целей? (Знать содержание рассказа и др.)

III. Работа по теме урока.

1. Беседа по вопросам.

– Почему рассказ называется «Слон»? Что включает в себя это название? (Слон – это мечта. Эта мечта помогла больной девочке победить болезнь. Слон – это родительская любовь. Эта любовь – символ того, что все можно преодолеть, если любишь.)

– Любовь нужна всем, и дарить ее можно родственникам и друзьям, знакомым и незнакомым, животным и растениям. Любовь можно дарить всему, что нас окружает.

Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, то душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее.

– Вы можете придумать другое название? (Предложения детьми разных вариантов названий рассказа.)

2. Составление плана рассказа.

Примерный  план  рассказа А. Куприна «Слон».

Вариант 1.

1. Маленькая девочка нездорова.

2. Неожиданное желание.

3. Отец в зверинце.

4. Общение девочки со слоном.

5. Чудесное выздоровление.

Вариант 2.

1. «В эту ночь во сне...».

2. «Слон очень большой».

3. «Он пришел?».

4. «Здравствуй, Томми».

5. «Он очень любит булки».

6. «Надя знакомит слона со своими куклами».

7. «Они пообедают вместе...».

8. «Я уже совсем здорова!».

3. Подготовка к пересказу рассказа по плану.

– Перескажите любую часть текста, пользуясь планом.

– Предположите, какую часть текста захочет пересказать вам сосед. Во время пересказа проверьте, оправдались ли ваши предположения?

Пересказ текста.

– Кто сделал правильное предположение о своем соседе. (Предположения детей.)

Внимание, уважение, любовь и терпение открывают наши сердца навстречу другим людям, помогают почувствовать и принять их взгляды, понять внутренний мир.

Физкультминутка

4. Чтение стихотворения М. Карема «Ослик».

– Как вы думаете, «Ослика» М. Карема поместили в учебнике после «Слона» А. Куприна потому, что это произведения о животных, или по какой-то совершенно другой причине? («Ослик» и «Слон» – произведения о родительской любви к детям.)

– Что удивило вас в стихотворении «Ослик»? Что показалось наиболее интересным? (Ответы детей.)

– Какой эпизод изобразил художник на иллюстрациях (с. 158, с. 146)?

5. Работа по картине П. Пикассо «Мать и дитя».

Учитель. Отправимся на «Международную выставку». Найдите картину П. Пикассо «Мать и дитя».

– Можно ли догадаться, что это близкие люди? А если бы художник не назвал картину «Мать и дитя», вы догадались бы, что это родные люди? Каким образом? Ведь мальчик и женщина, хоть и сидят рядом, но смотрят в разные стороны? (Ответы детей.)

– Что объединяет эти фигуры? (Мальчик прислонился к плечу матери.)

– Разве это самое главное? (Главное – настроение.)

– Какое это настроение? (Грустное, печальное, задумчивое.)

– Как вы об этом догадались? (Одинаково грустные и задумчивые лица, одинаковая «замкнутость» в позах: мать закутана шалью, ее руки сомкнуты – охватывают ее щеку и тело; руки мальчика также сомкнуты и прижаты к телу.)

– Что заботит мать и дитя? Предположите, о чем они могут размышлять? Как вы думаете, кто эти люди по профессии? (Они  цирковые артисты, мальчик – гимнаст, акробат. На матери костюм: шаль на плечах, цветок розы в волосах.)

– Как вы думаете, насколько тяжела жизнь циркового артиста? (Тренировки каждый день, риск для жизни мальчика-акробата. Бедность артистов.)

– Оставляет ли картина только впечатление безысходности  и грусти или вызывает и иные чувства? (Настроение людей грустное, но видно, что они очень близки, мать и сын – это единое целое.)

IV. Итог урока.

– Какая общая проблема связывает произведения литературы и живописи? (Проблема любви родителей и детей.)