twitter ВКонтакте facebook

СТРОИМ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки»)

Уроки 93–94 (3–4)

Страницы учебника: 159–162.

Цели: показать (на примере стихов Фета, Заходера и живописи Чюрлёниса, Петрова-Водкина), что настоящие художники и поэты видят мир необычно, по-особенному; обсудить, отличается ли воздушный город Фета от воздушных замков Заходера.

Оборудование: репродукции картин.

Ход уроков

I. Организационный момент.

       Ну, куда вы побежали, облака?

       Ну, зачем, зачем такая кутерьма?

       Ваши белые кудрявые бока

       Не зацепятся за горы и дома.

       Даже птицы не сумеют вас догнать.

       Я стою не опуская головы,

       Потому что очень хочется узнать:

       Где ваш дом? И почему спешите вы?

II. Объявление темы уроков. Постановка целей.

– Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

Высказывания детей:

??Я люблю наблюдать за плывущими облаками. Порой они принимают причудливые формы – можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целый зоопарк. Но стоит отвернуться, как картина меняется или исчезает совсем, словно кто-то повернул калейдоскоп.

? Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками. Когда смотришь, испытываешь чувство успокоения и умиротворения.

? А у меня просто становится тихо и спокойно на душе, забываешь о неприятностях.

??Когда я смотрю на облака, то мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чем-то необычном. Я думаю, что мои мечты обязательно исполнятся.

??Я испытываю неприятное чувство – грусть.

– Герои стихотворений Фета и Заходера тоже любили наблюдать за облаками. Посмотрим, что они представляли и какие чувства испытывали.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

2. Беседа по содержанию.

– Какие картины возникают перед вами? (Облака, город, который медленно уплывает на север, а герой остается.)

– Как поэт достигает того, чтобы мы тоже могли видеть прекрасный город? («Будто бы кровли да стены», «Ряд золотых куполов», «Белый мой город на розовом небе».)

– Какие чувства передает автор и с чем это связано? (Герой стихотворения испытывает радость оттого, что является свидетелем такого чудесного явления, радуется тому, что только ему доступно такое видение. В конце стихотворения герой испытывает грусть, так как город уплывает, а герой остается на земле.)

– С помощью каких слов автор передает трепетное, бережное отношение к своему видению? Подтвердите ответы строками из стихотворения. Мой город знакомый, родной», «тихонько на север плывет».)

– А как передает прозрачность, хрупкость своей фантазии? (С помощью слов «все будто бы», «то будто бы».)

– Что можете сказать о герое, его мыслях? (Герой этого стихотворения – романтик. Когда земля засыпает, он выходит полюбоваться проплывающими облаками. Его рассказ об увиденной картине звучит как песня, может быть, поэтому он называет ее «причудливым хором облаков», где хор – это организованная группа.)

3. Работа с толковым словарем.

– Какую роль играет эпитет «причудливый»? Почему так назван хор?

– Объясните значение слова «причудливый».

(Это слово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами.)

– Какое значение, по вашему мнению, использует автор? (Варианты ответов: автор использует это слово в значении «вычурный, замысловатый», так как облака создали замысловатую фигуру – образ города; автор использует это слово в значении капризный, с причудами, так как картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что мы и видим в конце стихотворения, хотя облака и не рассыпаются, но они уплывают, оставляя героя ни с чем.)

Вывод. Фет доводит стихотворение до музыкального звучания. Огромный лирический талант поэта в том, что он умеет проникать в сокровеннейшие тайники души человеческой.

– Какое настроение в целом создает автор в стихотворении? (Ответы детей.)

– Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает понять настроение и мысли героя? (Мечта героя окрашена светлыми тонами: «белый город», «розовое небо». Его мечта чиста. И вдруг – «темная земля». Сопоставление идеальной, чистой мечты героя и грешной земли, на которой нет места белому городу. Герой стихотворения как бы неуютно себя чувствует на Земле, она уснула – нет жизни на ней, а облака плывут – они полны жизни, вместе с ними живет и герой. Его мысли устремлены к небу, в микрокосмос.)

– Меняют или, напротив, усиливают это две последние строчки? (Исчезают облака, пропадает воздушный город – мечта героя рушится, он остается один на «темной, уснувшей земле». Его меча «воздушна», то есть хрупка, способна рассыпаться. Далее стоит многоточие как знак крушения мечты героя, разрыва героя с мечтой.)

– Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, чтобы понять стихи поэта. Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувствами автора.

Физкультминутка

IV. Работа над стихотворением Б. Заходера.

1. Первичное чтение учителем.

– Какие картины возникают перед вами?

2. Словарная работа.

– Прочитайте слова, которые даны в сносках. Объясните их значения.

3. Работа по содержанию стихотворения.

– Об одинаковых ли воздушных  «городах» и «замках» говорят поэты? (О разных: стихотворение Б. Заходера рассказывает о недолговечности материального мира, рассыпающегося от времени, и вечном мире человеческой мысли, воображения, мечты; стихотворение Фета – это картина прекрасных облаков, красоты которых нет на земле, побуждающая героя к мечте о счастье.)

Воздушный город – это город мечты героя. Вспомните фразеологизм «воздушные замки». Он обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту. Воздушные замки Б. Заходера – это плод человеческой мечты, фантазии, это мысли и устремления людей, это самое вечное и непобедимое, что есть на земле.

– Почему поэт уверен, что нет ничего прочнее их на земле? (Ответы детей.)

– Человеческая фантазия, мечта, творчество находят свое воплощение в научных открытиях, художественных произведениях. Переродившись таким образом, мечта перестает быть мечтой. Она становится фундаментом для других фантастических идей и замыслов. И если мы под воздушными замками понимаем мечту, замысел, который претворяется в жизнь, то это и есть самое прочное на земле.

4. «Международная выставка».

Отправимся на «Международную выставку».

Картина Микалоюса Чюрлёниса «Корабли».

– Почему  именно такую технику и такие цвета использовал художник? (Микалоюс Чюрлёнис использовал цветные мелки, чтобы передать изменчивость, непостоянство форм, капризность, невесомость облаков. Кажется, что в любую секунду облака могут измениться, рассыпаться, стать чем-то другим. Техника цветных мелков очень хрупкая, обманчивая, художник использует неяркие, нежные, блеклые, розово-золотистые цвета. Таким образом художник желает подчеркнуть зыбкую неуловимую красоту облаков, похожих на старинные корабли. Лучи солнца, пробиваясь сквозь облака, подчеркивают величие воздушной флотилии.)

– В каком стихотворении – Фета или Заходера – образ, созданный поэтом, ближе к образу, созданному художником? (Фет создал образ, близкий к образу, созданному Чюрлёнисом: «Высоко на розовом небе...», «И весь этот город воздушный / Тихонько на север плывет...»)

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Голова  мальчика-узбека».

– Что обнаружил художник, вглядываясь в лицо мальчика? Красоту? Печаль? Мечтательность? Недетскую мудрость? Тайну человеческой души? Что-то другое?

Картина «Голова мальчика-узбека» написана в 1921 году. Космологический символизм сказывается и в портретах. Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.

V. Итог урока.

– О чем заставили вас задуматься произведения Фета, Заходера, Чюрлёниса, Петрова-Водкина? Какие чудеса они сотворили в вашей душе? (Стихи Фета, Заходера, картины Чюрлёниса, Петрова-Водкина заставили задуматься о том, что мечта очень важна для каждого человека. Она уводит нас в удивительную страну Фантазию, где возможно все, даже самое невероятное. Мечта зовет человека к сотворению обыкновенного чуда.)

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть; нарисовать (по желанию) иллюстрацию к стихотворению