Follow @Pyccstudy |
Уроки
93–94
(3–4)
Страницы
учебника: 159–162.
Цели:
показать (на примере стихов Фета, Заходера и живописи
Чюрлёниса, Петрова-Водкина), что настоящие художники и поэты видят мир
необычно, по-особенному; обсудить, отличается ли воздушный город Фета
от
воздушных замков Заходера.
Оборудование:
репродукции картин.
Ход
уроков
I.
Организационный момент.
Ну,
куда вы побежали, облака?
Ну,
зачем, зачем такая кутерьма?
Ваши
белые кудрявые бока
Не
зацепятся за горы и дома.
Даже
птицы не сумеют вас догнать.
Я
стою не опуская головы,
Потому
что очень хочется узнать:
Где
ваш дом? И почему спешите вы?
II.
Объявление темы уроков. Постановка целей.
–
Любите ли вы наблюдать за плывущими
облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?
Высказывания
детей:
??Я
люблю наблюдать за плывущими
облаками. Порой они принимают причудливые формы – можно
увидеть очертания
какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целый зоопарк. Но
стоит
отвернуться, как картина меняется или исчезает совсем, словно кто-то
повернул
калейдоскоп.
?
Я могу подолгу лежать и смотреть в
небо, следить за бегущими облаками. Когда смотришь, испытываешь чувство
успокоения и умиротворения.
?
А у меня просто становится тихо и
спокойно на душе, забываешь о неприятностях.
??Когда
я смотрю на облака, то мечтаю о
прекрасной жизни, о счастье, о чем-то необычном. Я думаю, что мои мечты
обязательно исполнятся.
??Я
испытываю неприятное чувство –
грусть.
–
Герои
стихотворений Фета и Заходера тоже любили наблюдать за облаками.
Посмотрим, что
они представляли и какие чувства испытывали.
III.
Изучение нового материала.
1.
Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.
2.
Беседа по содержанию.
–
Какие картины
возникают перед вами? (Облака, город, который медленно
уплывает на север, а
герой остается.)
–
Как поэт
достигает того, чтобы мы тоже могли видеть прекрасный город? («Будто
бы
кровли да стены», «Ряд золотых куполов»,
«Белый мой город на розовом небе».)
–
Какие чувства
передает автор и с чем это связано? (Герой стихотворения
испытывает радость
оттого, что является свидетелем такого чудесного явления, радуется
тому, что
только ему доступно такое видение. В конце стихотворения герой
испытывает
грусть, так как город уплывает, а герой остается на земле.)
–
С помощью
каких слов автор передает трепетное, бережное отношение к своему
видению?
Подтвердите ответы строками из стихотворения. («Мой
город знакомый, родной»,
«тихонько на север плывет».)
–
А как передает
прозрачность, хрупкость своей фантазии? (С помощью слов
«все будто бы», «то
будто бы».)
–
Что можете
сказать о герое, его мыслях? (Герой этого стихотворения
– романтик. Когда
земля засыпает, он выходит полюбоваться проплывающими облаками. Его
рассказ об
увиденной картине звучит как песня, может быть, поэтому он называет ее
«причудливым хором облаков», где хор –
это организованная группа.)
3.
Работа с толковым словарем.
–
Какую роль
играет эпитет «причудливый»? Почему так назван хор?
–
Объясните
значение слова «причудливый».
(Это
слово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с
причудами.)
–
Какое
значение, по вашему мнению, использует автор? (Варианты
ответов: автор
использует это слово в значении «вычурный,
замысловатый», так как облака
создали замысловатую фигуру – образ города; автор использует
это слово в
значении капризный, с причудами, так как картина воздушного города не
только
замысловата, доступна лишь одному герою, но и капризна: она в любой
момент
может растаять, рассыпаться, что мы и видим в конце стихотворения, хотя
облака
и не рассыпаются, но они уплывают, оставляя героя ни с чем.)
Вывод.
Фет доводит стихотворение до музыкального звучания. Огромный лирический
талант
поэта в том, что он умеет проникать в сокровеннейшие тайники души
человеческой.
–
Какое
настроение в целом создает автор в стихотворении? (Ответы
детей.)
–
Обратите
внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает понять
настроение и
мысли героя? (Мечта героя окрашена светлыми тонами:
«белый город», «розовое
небо». Его мечта чиста. И вдруг – «темная
земля». Сопоставление идеальной,
чистой мечты героя и грешной земли, на которой нет места белому городу.
Герой
стихотворения как бы неуютно себя чувствует на Земле, она уснула
– нет жизни на
ней, а облака плывут – они полны жизни, вместе с
ними живет и герой. Его
мысли устремлены к небу, в микрокосмос.)
–
Меняют или,
напротив, усиливают это две последние строчки? (Исчезают
облака, пропадает
воздушный город – мечта героя рушится, он остается один на
«темной, уснувшей
земле». Его меча «воздушна», то есть
хрупка, способна рассыпаться. Далее стоит
многоточие как знак крушения мечты героя, разрыва героя с мечтой.)
–
Особенности
лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую.
Надо быть
очень внимательным к слову, чтобы понять стихи поэта. Их нельзя читать
между
делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувствами автора.
Физкультминутка
IV.
Работа над стихотворением Б.
Заходера.
1.
Первичное чтение учителем.
–
Какие картины
возникают перед вами?
2.
Словарная работа.
–
Прочитайте
слова, которые даны в сносках. Объясните их значения.
3.
Работа по содержанию стихотворения.
–
Об одинаковых
ли воздушных «городах»
и «замках»
говорят поэты? (О разных: стихотворение Б. Заходера
рассказывает о
недолговечности материального мира, рассыпающегося от времени, и вечном
мире
человеческой мысли, воображения, мечты; стихотворение Фета –
это картина
прекрасных облаков, красоты которых нет на земле, побуждающая героя к
мечте о
счастье.)
Воздушный
город
– это город мечты героя. Вспомните фразеологизм
«воздушные замки». Он
обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал
недоступен
герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту. Воздушные замки
Б.
Заходера – это плод человеческой мечты, фантазии, это мысли и
устремления
людей, это самое вечное и непобедимое, что есть на земле.
–
Почему поэт
уверен, что нет ничего прочнее их на земле? (Ответы детей.)
–
Человеческая
фантазия, мечта, творчество находят свое воплощение в научных
открытиях,
художественных произведениях. Переродившись таким образом, мечта
перестает быть
мечтой. Она становится фундаментом для других фантастических идей и
замыслов. И
если мы под воздушными замками понимаем мечту, замысел, который
претворяется в
жизнь, то это и есть самое прочное на земле.
4.
«Международная выставка».
Отправимся
на
«Международную выставку».
Картина
Микалоюса Чюрлёниса «Корабли».
–
Почему именно такую
технику и такие цвета
использовал художник? (Микалоюс Чюрлёнис использовал цветные
мелки, чтобы
передать изменчивость, непостоянство форм, капризность, невесомость
облаков.
Кажется, что в любую секунду облака могут измениться, рассыпаться,
стать чем-то
другим. Техника цветных мелков очень хрупкая, обманчивая, художник
использует
неяркие, нежные, блеклые, розово-золотистые цвета. Таким образом
художник
желает подчеркнуть зыбкую неуловимую красоту облаков, похожих на
старинные
корабли. Лучи солнца, пробиваясь сквозь облака, подчеркивают величие
воздушной
флотилии.)
–
В каком стихотворении
– Фета или Заходера – образ, созданный поэтом,
ближе к образу, созданному
художником? (Фет создал образ, близкий к образу, созданному
Чюрлёнисом:
«Высоко на розовом небе...», «И весь этот
город воздушный / Тихонько на север
плывет...»)
Картина
Кузьмы Петрова-Водкина «Голова
мальчика-узбека».
–
Что обнаружил
художник, вглядываясь в лицо мальчика? Красоту? Печаль? Мечтательность?
Недетскую мудрость? Тайну человеческой души? Что-то другое?
Картина
«Голова
мальчика-узбека» написана в 1921 году. Космологический
символизм сказывается и
в портретах. Художник считал живопись орудием усовершенствования
человеческой
природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов
мирового
устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи
космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по
лицам.
V.
Итог урока.
–
О чем
заставили вас задуматься произведения Фета, Заходера, Чюрлёниса,
Петрова-Водкина? Какие чудеса они сотворили в вашей душе? (Стихи
Фета,
Заходера, картины Чюрлёниса, Петрова-Водкина заставили задуматься о
том, что
мечта очень важна для каждого человека. Она уводит нас в удивительную
страну
Фантазию, где возможно все, даже самое невероятное. Мечта зовет
человека к
сотворению обыкновенного чуда.)
Домашнее
задание: выучить
понравившееся стихотворение наизусть; нарисовать (по желанию)
иллюстрацию к
стихотворению