twitter ВКонтакте facebook

ОТКРЫВАЕМ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ В СТИХОТВОРЕНИИ Ю. МОРИЦ «БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ»

Страницы учебника: 162–163.

Цель: развить мысль о том, что поэт способен разглядеть все чудеса окружающего нас мира, и не просто о них рассказать, но выразить их в необычном художественном образе.

Оборудование: изображения Пегаса, кентавра; запись песни на стихи Ю. Мориц в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных, одноименный мультфильм.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка иллюстраций к стихотворениям Афанасия Фета «Воздушный город», Бориса Заходера «Воздушные замки».

Чтение понравившегося стихотворения наизусть.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику.

– Прочитайте стихотворение Юнны Мориц и подумайте, почему его поместили в учебнике рядом со стихотворением Бориса Заходера. Может быть, они посвящены почти одному и тому же?

Чтение учителем стихотворения.

– О каком чуде говорится в стихотворении? (Лошади умеют летать.)

– Так в чем же самый большой лошадиный секрет? Да и кроме того:  он только лошадиный? («Главные» слова стихотворения:

                                 ...самый большой секрет –

               Это летание лошади,

               Нелетных животных летание!)

– Что же имеет в виду поэтесса? (Перепрыгивая через преграды, лошадь отрывается от земли и какое-то время находится в воздухе – летит. Лошади знакомо ощущение полета. «Нелетных животных летание» – это способность каждого летать мысленно, в воображении, в своих фантазиях, это умение живо представить себя летающим, это желание мечтать и верить в чудеса. Секрет, раскрытый Ю. Мориц, не только лошадиный. Он для всех фантазеров, выдумщиков.)

– Давайте еще раз подумаем, почему стихотворение Мориц поместили рядом со стихотворением Заходера. Может быть, они посвящены почти одному и тому же? (Строить воздушные замки и летать, если ты «нелетное животное», – это все возможно только в стране Фантазии, в Вообразилии. Б. Заходер и Ю. Мориц смогли разглядеть чудеса окружающего мира и необычно о них рассказать в своих стихах.)

– Какой образ придумывает поэтесса, чтобы убедить нас: нет среди живущих тех, кому не дано летать? (Поэтесса придумала  образ лебединых лошадей, которых она называет еще и белокрылыми лошадьми. Если лошади видят даже цвет своих крыльев, то они, уж конечно, летают. Именно эпитеты «лебединый» и «белокрылый» в отношении лошади делают необычный факт «летания» лошади как бы нормальным и естественным.)

2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Большой лошадиный секрет».

– На кого из них похожи белокрылые лошади Ю. Мориц?

3. Сопоставление персонажей.

– Как вы думаете, персонажи греческой мифологии кентавр и Пегас могли натолкнуть Ю. Мориц на создание образа лебединых лошадей?

– Как выглядит кентавр? (Полуконь-получеловек.)

– Представьте лебединых лошадей и решите: можно ли считать это образом-кентавром? (Нет, полулошадь – полулебедь – это другой образ. Это лошадь, созданная для полета, летания, для нее надо придумать другое название.)

– Попробуйте дать название этому новому существу. (Ответы детей.)

– Знаете  ли  вы  крылатого  коня – персонажа  греческой  мифологии? (Крылатый конь – Пегас – появился на свет из капель крови Медузы Горгоны, когда её убил Персей.)

На протяжении всей европейской истории культуры считалось, что именно Пегас приносит поэтам вдохновение, то есть помогает расцвести их воображению, мечте, фантазии.

Вывод. Образ лебединых лошадей – это образ с древними корнями. Но для поэтессы это уже не один-единственный крылатый конь – источник вдохновения поэтов, но целые «стаи».

IV. Итог урока.

Учитель. Вам, конечно, понравилось стихотворение Ю. Мориц, не случайно по нему сняли одноименный мультфильм, а Сергей и Татьяна Никитины исполнили песню «Большой лошадиный секрет». Предлагаю ее послушать.

Звучит запись песни в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.

Домашнее задание: нарисовать лебединых лошадей или создать свой образ-символ мечты, фантазии.