twitter ВКонтакте facebook

КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. КАКОЙ ОН? (Ф. Искандер «Рассказ о море»)

Страницы учебника: 164–170.

Цель: увидеть духовную красоту героев рассказа.

Оборудование: выставка детских рисунков; морские пейзажи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка детских рисунков.

Рассказы учащихся о созданных образах – символах мечты, фантазии.

III. Объявление темы урока.

               Есть у моря свои законы,

               Есть у моря свои повадки...

               Море может быть то зеленым

               С белым гребнем на резкой складке,

               То без гребня, свинцово-сизым,

               С мелкой рябью волны гусиной,

               То задумчивым, светло-синим,

               Просто светлым и просто синим,

               Чуть колышимым легким бризом.

               Море может быть в час заката

               То лиловым, то красноватым,

               То молчащим, то говорливым,

               С гордой гривою в час прилива.

               Море может быть голубое,

               И порою в дневном дозоре

               Глянешь за борт – и под тобою

               То ли небо, а то ли море.

               Но бывает оно и черным,

               Черным, мечущимся, покатым,

               Неумолчным и непокорным,

               Поднимающимся, горбатым.

Учащиеся просматривают иллюстрации с морскими пейзажами.

– Кто из вас видел море? Расскажите о своих впечатлениях.

– Сегодня мы прочитаем «Рассказ о море» Ф. Искандера, узнаем, какие переживания, впечатления о море сохранил на всю жизнь герой этого рассказа.

IV. Работа по теме урока.

1. Введение в тему.

Возможно, у тех из вас, кто знаком с творчеством Ф. Искандера, возникнет вопрос: о море ли рассказ? Ф. Искандер пишет о людях, об их характерах, многие его произведения автобиографичны.

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году. Его произведения проникнуты лиризмом и юмором, это панорама жизни и исторической судьбы абхазского народа, своеобразия национального характера.

«Рассказ о море» – это рассказ о красивом человеке. Какой он? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

2. Чтение текста про себя.

3. Беседа по содержанию.

– Кто главный герой рассказа? (Семилетний мальчик.)

– Можете ли вы показать, обращаясь к тексту, что лирический герой очень любит море? («Я люблю это место. Здесь я когда-то научился плавать, и здесь же я чуть не утонул. Обычно любишь места, где пережил большую опасность, если она не результат чьей-то подлости.

Я хорошо запомнил день, когда научился плавать, когда я почувствовал всем телом, что могу держаться на воде и что море держит меня. Мне, наверное, было лет семь, когда я сделал это великолепное открытие. До этого я барахтался в воде и, может быть, даже немного плавал, но только если я знал, что в любую секунду могу достать ногами дно.

Теперь это было совсем новое ощущение, как будто мы с морем поняли друг друга. Я теперь мог не только ходить, видеть, говорить, но и плавать, то есть не бояться глубины. И научился я сам! Я обогатил себя, никого при этом не ограбив».

Конечно, он любит место, где научился плавать. Лирический герой с такой любовью говорит о море, как будто море – живое существо.

Плавание герой сравнивает с путешествием на необитаемый остров. То, как лирический герой описывает краба, серебристых мальков, перекатывающуюся через него волну, качающийся и мягкий диск солнца, – всё это свидетельства любви к морю: к его интересной жизни, к тем ощущениям, которое оно дает: «С набегающей волной иногда выплескивался краб, неуклюже забегал за край скалы и, высовываясь из-за камня, следил за мной злыми, хозяйскими глазами. Если глядеть в глубину, можно было заметить каких-то серебристых мальков, которые неожиданно проносились, вспыхивая, как искры, выбитые из головешки. Иногда я ложился на спину и, когда волна перекатывалась через меня, видел диск солнца, качающийся и мягкий».)

– Любовь к морю ощущается даже в тех сравнениях, которыми пользуется лирический герой. С чем он сравнивает туфли парня? А зубы девушки? (Все это – «морские» сравнения: туфли сравниваются с дельфинами («...новеньких туфлях, блестящих и черных, как дельфинья спина»), а зубы девушки – с морской пеной: «зубы её блестели, как пена вокруг скалы».)

– Как случилось, что герой рассказа стал тонуть? (Герой только-только научился держаться на воде. Он переоценил свои силы, боялся, «что чудо не повторится» и он не сможет плавать в следующий раз. «От долгого купания я продрог, но, не успев как следует отогреться на берегу, снова лез в воду. Я боялся, что чудо не повторится и я не смогу удержаться на воде. До скалы и обратно – раз. До скалы и обратно – два, до скалы и обратно...».)

– Прокомментируйте то, что делалось в душе лирического героя, пока он тонул. (Сложная гамма чувств: сначала страх, потом отчаянная надежда, затем – грустная и неприятная догадка, что его не станут спасать, даже если и заметят, затем острая обида и жалость к себе; потом чувство спокойной уверенности, что его заметили.)

– Как менялась окружающая природа и само море во время опасности, которая нависла над героем? («И вдруг я понял, что тону. Хотел вздохнуть, но захлебнулся. Вода была горькая, как английская соль, холодная и враждебная.  Я  рванулся изо всех сил и вынырнул. Солнце ударило по лицу...»)

Вода «казалась мутной и равнодушной», «солнце опять ударило по глазам», – говорит лирический герой. Природа уже не кажется ласковой по отношению к герою. Вода и солнце становятся не просто равнодушны по отношению к мальчику, они скорее даже враждебны. То «совсем новое ощущение, как будто мы с морем поняли друг друга», было обманчивым. Море не прощает ошибок, оно не терпит небрежного, невнимательного к себе отношения, оно зорко следит и наказывает тех, кто пренебрегает его законами, тех, кто фамильярничает с ним.

– Можно ли утверждать, что в природе ничего не изменилось, все осталось по-прежнему, изменилось только восприятие природы мальчиком? (Поскольку, когда мальчик был спасен, он почувствовал тепло солнца, постепенно разливавшееся по телу, можно отрицать враждебность солнца. «Море возвращало силу, отнятую страхом», – говорит лирический герой, опровергая тем самым, что природа предвзято относится к людям. «Я лег на горячую гальку, стараясь плотнее прижиматься к ней, и чувствовал, как в меня входит крепкое, сухое тепло разогретых камней», – эти слова звучат подтверждением тому, что в природе все осталось неизменным, в то время когда в мире людей едва не произошла трагедия.)

– Нравится ли вам «парень»? Найдите в тексте первое описание парня и его поведения, прочитайте еще раз.

– Какой пока еще внешний образ создается, когда мы читаем, что парень был в белоснежной рубашке и новеньких и блестящих черных туфлях? Важно ли это? Почему автор говорит не «белая рубашка», а «белоснежная»? Почему не просто черные туфли», а туфли «новенькие, блестящие и черные, как дельфинья спина»? (Тем самым создается образ особой сверкающей чистоты, образ нарядный и праздничный.)

– Важно ли уточнение, что парень сидит перед девушкой на корточках? (Конечно: это по-своему рыцарская поза, почти коленопреклоненная, парень – у ног девушки, и когда он с ней общается, то не смотрит на нее сверху вниз.)

– Интересно ли девушке с парнем? Уютно ли ей с ним? (Поскольку она постоянно смеялась, когда парень ей что-то говорил, значит, ей с ним было уютно. «Она читала книгу, вернее, делала вид, что читает, точнее, притворялась, что пытается читать... Он ей что-то говорил. Девушка, иногда откидывая голову, смеялась и щурилась не то от солнца, не то оттого, что парень слишком близко и слишком прямо смотрел на нее. Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась...» Эти отрывки подтверждают, что девушке было приятно и интересно общение с парнем.)

– То, что парень все время умудрялся удерживать внимание девушки, то, что смотрел на девушку «близко и слишком прямо», глядел «весело и уверенно», – как его характеризует? (Как человека интересного, открытого, сильного.)

– Нравится ли он лирическому герою?

– В чем же красота и притягательность этого «необычного взрослого человека»? (Конечно, парень нравится лирическому герою, иначе он не стал бы за ним наблюдать, не стал бы ждать помощи именно от него.)

– Из предварительного знакомства с парнем уже понятно, что он будет спасать лирического героя, или еще нет? (Нет, такой красивый и уверенный в себе молодой человек может оказаться и трусом, и эгоистом, и любящим исключительно удовольствия и не любящим рисковать чем-то во имя других.)

– Появляются ли у лирического героя сомнения в том, что парень – хороший человек, в то время, когда он тонет? (Лирический герой с грустью думает, что парень вряд ли бросится его спасать, потому что он «не стоит порчи таких прекрасных вещей».)

– Что же сильнее в душе лирического героя – сомнения в парне или надежда, что он его все-таки спасет? (1 – лирический герой жаждет, чтобы парень его заметил и узнал; 2 – он даже перестает сопротивляться воде и начинает спокойно тонуть; 3 – убедился, что парень его заметил. Вывод: мальчик интуитивно верил в то, что парень – хороший человек.)

– Есть ли в тексте еще описание внешности парня? («Ладный и крепкий, он и раздетый казался нарядным».)

– Как характеризует парня его дальнейшее поведение (после того, как он спас лирического героя)? (Парень – прекрасный воспитатель, хотя и делает это ненавязчиво, бросая короткие замечания. Сказав семилетнему мальчику: «Напрасно», – он тем самым подчеркивает, что ничего страшного не случилось, что моря не надо бояться, он побуждает мальчика снова плыть и наблюдает за ним, поощряя и поддерживая его. Не случайно автор от лица лирического героя отмечает: «Плыл на его улыбку, как на спасательный круг». Не случайна и финальная фраза рассказа лирического героя: «Так он и ушел навсегда со своей девушкой, ушел, мимоходом вернув мне жизнь». Для такого во всех смыслах красивого человека, как этот парень, спасти человека – это нормально, естественно, он так идет по жизни, делая добро мимоходом. Поэтому и все его замечания и реплики носят совершенно обычный характер: «Сам очухается», «Трави, трави»... Он не кричит на ребенка, ругая его за намокшие вещи, он не воспитывает его в том духе, что нельзя заплывать далеко. Он сам – мужчина и рыцарь, и хочет, чтобы и из мальчика вырос мужчина.)

– Каким вы считаете лирического героя? Он наблюдательный? Совестливый? Умный? Смелый? (Герой наблюдательный – это видно из того, как он наблюдает за парнем и девушкой; за крабом и рыбками; совестливый – ему совестно за испорченные вещи парня; за то, что могут подумать, что он тонул не всерьез; умный – какие глубокие выводы он делает о людях; смелый – будучи семилетним, далеко заплывает; после того, как тонул, – снова идет в море.)

– Хотели бы вы иметь такого друга? Кого? Мальчика? Парня? Девушку? (Высказывания детей.)

V. Итог урока.

– Теперь мы можем ответить на вопрос: «Красивый человек: какой он?» (Красота бывает не только внешняя, но и внутренняя, духовная. Именно о ней говорит Ф. Искандер в «Рассказе о море».)

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Что значит быть красивым человеком».