Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 164–170.
Цель:
увидеть духовную красоту героев
рассказа.
Оборудование:
выставка детских рисунков; морские пейзажи.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выставка
детских рисунков.
Рассказы
учащихся
о
созданных образах – символах мечты, фантазии.
III.
Объявление темы урока.
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки...
Море может быть то зеленым
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым легким бризом.
Море
может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Море
может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но
бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Учащиеся
просматривают иллюстрации с
морскими пейзажами.
–
Кто из вас
видел море? Расскажите о своих впечатлениях.
–
Сегодня мы
прочитаем «Рассказ о море» Ф. Искандера, узнаем,
какие переживания, впечатления
о море сохранил на всю жизнь герой этого рассказа.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Введение в тему.
Возможно,
у тех
из вас, кто знаком с творчеством Ф. Искандера, возникнет вопрос: о море
ли
рассказ? Ф. Искандер пишет о людях, об их характерах, многие его
произведения
автобиографичны.
Фазиль
Абдулович Искандер
родился в 1929 году. Его произведения проникнуты лиризмом и юмором, это
панорама жизни и исторической судьбы абхазского народа, своеобразия
национального характера.
«Рассказ
о море»
– это рассказ о красивом человеке. Какой он? На этот вопрос
мы ответим в ходе
урока.
2.
Чтение текста про себя.
3.
Беседа по содержанию.
–
Кто главный
герой рассказа? (Семилетний мальчик.)
–
Можете ли вы
показать, обращаясь к тексту, что лирический герой очень любит море? («Я
люблю это место. Здесь я когда-то научился плавать, и здесь же я чуть
не
утонул. Обычно любишь места, где пережил большую опасность, если она не
результат чьей-то подлости.
Я
хорошо запомнил день, когда научился плавать, когда я почувствовал всем
телом,
что могу держаться на воде и что море держит меня. Мне, наверное, было
лет
семь, когда я сделал это великолепное открытие. До этого я барахтался в
воде и,
может быть, даже немного плавал, но только если я знал, что в любую
секунду
могу достать ногами дно.
Теперь
это было совсем новое ощущение, как будто мы с морем поняли друг друга.
Я
теперь мог не только ходить, видеть, говорить, но и плавать, то есть не
бояться
глубины. И научился я сам! Я обогатил себя, никого при этом не
ограбив».
Конечно,
он любит место, где научился плавать. Лирический герой с такой любовью
говорит
о море, как будто море – живое существо.
Плавание
герой сравнивает с путешествием на необитаемый остров. То, как
лирический герой
описывает краба, серебристых мальков, перекатывающуюся через него
волну,
качающийся и мягкий диск солнца, – всё это свидетельства
любви к морю: к его
интересной жизни, к тем ощущениям, которое оно дает: «С
набегающей волной
иногда выплескивался краб, неуклюже забегал за край скалы и,
высовываясь из-за
камня, следил за мной злыми, хозяйскими глазами. Если глядеть в
глубину, можно
было заметить каких-то серебристых мальков, которые неожиданно
проносились,
вспыхивая, как искры, выбитые из головешки. Иногда я ложился на спину
и, когда
волна перекатывалась через меня, видел диск солнца, качающийся и
мягкий».)
–
Любовь к морю ощущается даже в тех
сравнениях, которыми пользуется лирический герой. С чем он сравнивает
туфли
парня? А зубы девушки? (Все это –
«морские» сравнения: туфли сравниваются с
дельфинами («...новеньких туфлях, блестящих и черных, как
дельфинья спина»), а
зубы девушки – с морской пеной: «зубы её блестели,
как пена вокруг скалы».)
–
Как случилось, что герой рассказа
стал тонуть? (Герой только-только научился держаться на воде.
Он переоценил
свои силы, боялся, «что чудо не повторится» и он не
сможет плавать в следующий
раз. «От долгого купания я продрог, но, не успев как следует
отогреться на
берегу, снова лез в воду. Я боялся, что чудо не повторится и я не смогу
удержаться на воде. До скалы и обратно – раз. До скалы и
обратно – два, до
скалы и обратно...».)
–
Прокомментируйте то, что делалось в
душе лирического героя, пока он тонул. (Сложная гамма чувств:
сначала страх,
потом отчаянная надежда, затем – грустная и неприятная
догадка, что его не
станут спасать, даже если и заметят, затем острая обида и жалость к
себе; потом
чувство спокойной уверенности, что его заметили.)
–
Как менялась
окружающая природа и само море во время опасности, которая нависла над
героем?
(«И вдруг я понял, что тону. Хотел вздохнуть, но
захлебнулся. Вода была
горькая, как английская соль, холодная и враждебная.
Я
рванулся изо всех сил и вынырнул. Солнце ударило по
лицу...»)
Вода
«казалась мутной и равнодушной», «солнце
опять ударило по глазам», – говорит
лирический герой. Природа уже не кажется ласковой по отношению к герою.
Вода и
солнце становятся не просто равнодушны по отношению к мальчику, они
скорее даже
враждебны. То «совсем новое ощущение, как будто мы с морем
поняли друг друга»,
было обманчивым. Море не прощает ошибок, оно не терпит небрежного,
невнимательного к себе отношения, оно зорко следит и наказывает тех,
кто
пренебрегает его законами, тех, кто фамильярничает с ним.
–
Можно ли утверждать, что в природе ничего не изменилось, все осталось
по-прежнему, изменилось только восприятие природы мальчиком? (Поскольку,
когда мальчик был спасен, он почувствовал тепло солнца, постепенно
разливавшееся по телу, можно отрицать враждебность солнца.
«Море возвращало
силу, отнятую страхом», – говорит лирический герой,
опровергая тем самым, что
природа предвзято относится к людям. «Я лег на горячую
гальку, стараясь плотнее
прижиматься к ней, и чувствовал, как в меня входит крепкое, сухое тепло
разогретых камней», – эти слова звучат
подтверждением тому, что в природе все
осталось неизменным, в то время когда в мире людей едва не произошла
трагедия.)
–
Нравится ли вам «парень»? Найдите в тексте первое
описание парня и его
поведения, прочитайте еще раз.
–
Какой пока еще внешний образ создается, когда мы читаем, что парень был
в
белоснежной рубашке и новеньких и блестящих черных туфлях? Важно ли
это? Почему
автор говорит не «белая рубашка», а
«белоснежная»? Почему не просто черные
туфли», а туфли «новенькие, блестящие и черные, как
дельфинья спина»? (Тем
самым создается образ особой сверкающей чистоты, образ нарядный и
праздничный.)
–
Важно ли уточнение, что парень сидит перед девушкой на корточках? (Конечно:
это по-своему рыцарская поза, почти коленопреклоненная, парень
– у ног девушки,
и когда он с ней общается, то не смотрит на нее сверху вниз.)
–
Интересно ли девушке с парнем? Уютно ли ей с ним? (Поскольку
она постоянно
смеялась, когда парень ей что-то говорил, значит, ей с ним было уютно.
«Она
читала книгу, вернее, делала вид, что читает, точнее, притворялась, что
пытается читать... Он ей что-то говорил. Девушка, иногда откидывая
голову,
смеялась и щурилась не то от солнца, не то оттого, что парень слишком
близко и
слишком прямо смотрел на нее. Отсмеявшись, она решительно опускала
голову,
чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять
смеялась...» Эти
отрывки подтверждают, что девушке было приятно и интересно общение с
парнем.)
–
То, что парень все время умудрялся удерживать внимание девушки, то, что
смотрел
на девушку «близко и слишком прямо», глядел
«весело и уверенно», – как его
характеризует? (Как человека интересного, открытого,
сильного.)
–
Нравится ли он лирическому герою?
–
В
чем же красота и притягательность этого «необычного взрослого
человека»? (Конечно,
парень нравится лирическому герою, иначе он не стал бы за ним
наблюдать, не
стал бы ждать помощи именно от него.)
–
Из
предварительного знакомства с парнем уже понятно, что он будет спасать
лирического героя, или еще нет? (Нет, такой красивый и
уверенный в себе
молодой человек может оказаться и трусом, и эгоистом, и любящим
исключительно
удовольствия и не любящим рисковать чем-то во имя других.)
–
Появляются ли у лирического героя сомнения в том, что парень
– хороший человек,
в то время, когда он тонет? (Лирический герой с грустью
думает, что парень
вряд ли бросится его спасать, потому что он «не стоит порчи
таких прекрасных вещей».)
–
Что же сильнее в душе лирического героя – сомнения в парне
или надежда, что он
его все-таки спасет? (1 – лирический герой жаждет,
чтобы парень его заметил
и узнал; 2 – он даже перестает сопротивляться воде и начинает
спокойно тонуть;
3 – убедился, что парень его заметил. Вывод:
мальчик интуитивно верил в то, что парень – хороший человек.)
–
Есть ли в тексте еще описание внешности парня? («Ладный
и крепкий, он и
раздетый казался нарядным».)
–
Как
характеризует парня его дальнейшее поведение (после того, как он спас
лирического героя)? (Парень – прекрасный
воспитатель, хотя и делает это
ненавязчиво, бросая короткие замечания. Сказав семилетнему мальчику:
«Напрасно», – он тем самым подчеркивает,
что ничего страшного не случилось, что
моря не надо бояться, он побуждает мальчика снова плыть и наблюдает за
ним,
поощряя и поддерживая его. Не случайно автор от лица лирического героя
отмечает: «Плыл на его улыбку, как на спасательный
круг». Не случайна и
финальная фраза рассказа лирического героя: «Так он и ушел
навсегда со своей
девушкой, ушел, мимоходом вернув мне жизнь». Для такого во
всех смыслах
красивого человека, как этот парень, спасти человека – это
нормально,
естественно, он так идет по жизни, делая добро мимоходом. Поэтому и все
его
замечания и реплики носят совершенно обычный характер: «Сам
очухается», «Трави,
трави»... Он не кричит на ребенка, ругая его за намокшие
вещи, он не
воспитывает его в том духе, что нельзя заплывать далеко. Он сам
– мужчина и
рыцарь, и хочет, чтобы и из мальчика вырос мужчина.)
–
Каким вы
считаете лирического героя? Он наблюдательный? Совестливый? Умный?
Смелый? (Герой
наблюдательный – это видно из того, как он наблюдает за
парнем и девушкой; за
крабом и рыбками; совестливый – ему совестно за испорченные
вещи парня; за то, что
могут подумать, что он тонул не всерьез; умный – какие
глубокие выводы он
делает о людях; смелый – будучи семилетним, далеко заплывает;
после того, как
тонул, – снова идет в море.)
–
Хотели бы вы
иметь такого друга? Кого? Мальчика? Парня? Девушку? (Высказывания
детей.)
V.
Итог урока.
–
Теперь мы
можем ответить на вопрос: «Красивый человек: какой
он?» (Красота бывает не
только внешняя, но и внутренняя, духовная. Именно о ней говорит Ф.
Искандер в
«Рассказе о море».)
Домашнее
задание:
написать мини-сочинение «Что значит
быть красивым человеком».