twitter ВКонтакте facebook

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА II ПОЛУГОДИЕ

Цель: выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика.

Оборудование: карточки-задания по вариантам.

Примечание. В соответствии с особенностями программы и минимальными требованиями к знаниям и умениям учащихся контрольные задания включают проверку уровня развития ребенка, а также уровня понимания специфики литературного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

Учитель. Сегодня урок проверки знаний – проверочная работа по литературному чтению за II полугодие. Перед вами на партах лежат карточки-задания по вариантам. Будем работать одновременно. Сначала я читаю задания и вопросы вслух, затем вы перечитываете их про себя. Если задание не поняли, то задайте вопрос учителю. Работу в текстах контрольных работ выполняете карандашом. Удачи и успеха!

III. Выполнение проверочной работы.

Вариант 1

При замере скорости чтения учитель дает первый сигнал через несколько секунд после начала чтения и второй – через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отмеченном отрывке подсчитывает учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом.

Задание 1.

Детство Никиты

(отрывок)

Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром. Кто-то тяжело прошел за стеной по коридору – должно быть, истопник, и под лампой нежно зазвенели хрусталики.

Матушка склонила голову над книгой, волосы у нее пепельные, тонкие и вьются на виске, где родинка, как просяное зерно. Время от времени матушка разрезывает листы вязальной спицей. Книжка – в кирпичной обложке. Таких книжек у отца в кабинете полон шкаф, все они называются «Вестник Европы». Удивительно, почему взрослые любят все скучное: читать такую книжку – точно кирпич тереть.

На коленях у матушки, положив мокрый свиной носик на лапки, спит ручной еж – Ахилка. Когда люди лягут спать, он, выспавшись за день, пойдет всю ночь топотать по комнате, стучать когтями, похрюкивать, понюхивать по всем углам, заглядывать в мышиные норы.

Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. В комнате пахло штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но уютно.

А. Толстой

1. Прочитай отрывок повести вслух вполголоса.

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Дочитай текст.

4. Найди и подчеркни одной чертой строки, из которых видно, что автор показывает комнату глазами ребенка (мальчика Никиты).

5. Найди в тексте и подчеркни двумя чертами строки, говорящие о любви и привязанности Никиты к матери.

6. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией слова и выражения, подтверждающие, что Никита с нежностью относится к домашнему питомцу – ежу Ахилке.

7. Из каких предложений можно представить:

а) какие звуки слышит Никита, сидя в комнате;

б) какие запахи он различает?

Расставь буквы в конце этих предложений.

8. Придумай подходящее название для этого отрывка и запиши его.

Задание 2.

Ночные стихи

               Вот пришел бесшумно Шорох,

               Новостей принес он ворох,

               И все Шорохи слетелись,

               И пришел бесшумно Шелест.

               Шевельнул рукою Шелест,

               И все Шелесты слетелись,

               И сошлись со всего света,

               И шушукались до света

               За широкой нашей шторой.

               И шептал им что-то Шорох,

               Что-то страшное, чудное,

               Что-то тайное, ночное,

               Разошелся, расшептался,

               А под утро распрощался.

               Шорох вышел. Шелест вышел,

               И шагов никто не слышал...

Э. Мошковская

1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.

2. Найди в этом стихотворении слова и выражения, при помощи которых поэтесса оживляет образ Шороха, и подчеркни их одной чертой.

3. Найди в этом стихотворении слова и выражения, при помощи которых поэтесса оживляет образ Шелеста, и подчеркни их двумя чертами.

4. Подчеркни волнистой чертой все элементы звукописи, которые ты обнаружишь в стихотворении.

5. В каких строчках выражено настроение, созданное ночными звуками? Подчеркни эти строчки пунктиром.

 

Задание 3.

Семь Симеонов

(отрывок)

Царь наперво созвал большого Симеона, спросил:

– Чего ты умеешь делать?

– Воровать, ваше царское величество.

– Ладно, мне такой человек на время надобен.

Созвал второго:

– А ты чего?

– Я умею ковать всяки дорогие вещи.

– Мне и такой человек надобен.

Созвал третьего Симеона, спрашивает:

– А ты чего умеешь делать?

– Я умею стрелять на лету птицу, ваше царское величество.

– Ладно!

Спрашивает четвертого:

– А ты чего?

– Если стрелец подстрелит птицу, я вместо собаки сплаваю за ней и притащу.

– Ладно! – говорит царь. – А ты чему мастер? – спросил пятого.

– Я буду смотреть с высокого места во все царства и стану сказывать, где чего делается.

– Хорошо, хорошо!

Спросил шестого:

– Я знаю делать корабли; только тяп-ляп, у меня и будет корабль.

– Хорошо, а ты чего знаешь? – спросил седьмого.

– Я умею лечить людей.

– Ладно!

Царь отпустил их. Живут долго уж; царь и вздумал попытать одного Симеона:

– Ну-ка, Симеон, узнай, где чего делается.

Симеон забился куда-то наверх, посмотрел по сторонам и рассказал:

– Тут вот то-то делается, там – то-то.

После сличили с газетами – точно так!

Прошло опять много времени; царь вздумал жениться на одной царевне: как ее достать? Не знает, некого послать! И вспомнил семь Симеонов, созвал их, дал службу: достать эту царевну.

Симеоны скоро собрались, все мастера – тяп да ляп, и сделали корабль, сели и поплыли. Подплывают под то царство, где была невеста-царевна; один посмотрел с высокого шеста, сказал, что царевна теперь одна – украсть можно; другой сковал какие-то самые дорогие вещи, и пошли с вором продавать: только дошли, вор тотчас и украл царевну. Отсекли якоря, поплыли. Царевна видит, что ее везут, обернулась белой лебедью и полетела с корабля.

1. Прочитай текст вполголоса и про себя.

2. Какие характерные черты волшебной сказки ты можешь отметить в этом отрывке (включая название сказки):

а) наличие волшебного числа;

б) обращение к тотемному дереву;

в) наличие тотемного зверя или птицы?

Обведи нужные буквы.

3. Подчеркни в тексте одной чертой те фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Найди в тексте и подчеркни двумя чертами те конкретно исторические подробности жизни, которых не могло быть в самой древней сказке, существовавшей до появления письменности.


Вариант 2

Задание 1.

Детство Никиты

(отрывок)

Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу, между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходящего Никиту.

Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с желтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу. Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был еще серенький скворец – попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержали неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика. <...>

Скворца посадили на подоконник раскрытого в сад и затянутого марлей окна. Со стороны комнаты окно также до половины занавесили марлей. Желтухин сейчас же забился в угол, стараясь показать, что дешево не продаст жизнь.

Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи – воры, обидчики. С другой стороны, тоже из-за марли, глядел Никита, глаза у него были большие, двигающиеся, непонятные, очаровывающие. «Пропал, пропал», – думал Желтухин.

А. Толстой

1. Прочитай отрывок повести вслух вполголоса.

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Дочитай текст до конца.

4. Найди в тексте описание скворца Желтухина, отметь карандашом начало и конец этого отрывка.

5. Чьими глазами показан молодой скворец: а) автора; б) мальчика Никиты? Обведи нужную букву.

6. Найди в тексте отрывок, в котором автор показывает мир глазами скворца Желтухина, отметь карандашом начало и конец этого отрывка.

7. Подчеркни двумя чертами те слова и выражения в этом отрывке, которые подтверждают твой предыдущий ответ.

 


Задание 2.

После дождя

           Дождь прошел. Уж не трепещет

           Тучка молнией-грозой.

           Посмотри, как небо блещет

           Сквозь деревья бирюзой!

           От кустов ложатся тени,

           А цветы полны водой;

           Пахнет свежестью сирени,

           Сладко пахнет резедой.

           Точно замер пруд широкий;

           Как в зеркальном серебре,

           Отразились в нем глубоко

           Избы, ивы на горе.

           А вдали уже алеет

           Свет заката, – и теплом

           Ночь в окно порою веет,

           Точно ласковым крылом.

И. Бунин

1. Прочитай стихотворение вслух вполголоса.

2. Подчеркни одной чертой те строчки, благодаря которым можно увидеть, какими красками окрашен вечерний пейзаж после дождя.

3. Двумя чертами подчеркни строчки, которые помогают почувствовать запахи, разлитые в воздухе.

4. При помощи каких строчек поэт передает ощущения, которые можно почувствовать только кожей: движение воздуха, его тепло или прохладу? Подчеркни эти строчки пунктиром.

5. Найди в этом стихотворении слова и выражения, при помощи которых поэт оживляет образ ночи, и подчеркни их волнистой линией.

6. Соедини рифмующиеся слова во всех строфах.

7. Поэт использует в стихотворении: а) парную рифму (аабб) или б) перекрестную рифму (абаб)? Обведи нужную букву.

Задание 3.

Никита Кожемяка

(в отрывках)

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге.

Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

– Есть, – говорит змей, – в Киеве Никита Кожемяка – тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить. <...>

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

– Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я – в другой.

– Хорошо, – сказал Никита. – Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

– Землю мы разделили – теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло. Стали воду делить – вогнал Никита змея в Черное море да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев – стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего!

1. Прочитай текст вполголоса и про себя.

2. Какие характерные черты волшебной сказки ты можешь отметить в этом отрывке (включая название сказки):

а) наличие волшебного числа;

б) присутствие персонажей волшебного мира;

в) наличие волшебного помощника?

Обведи нужные буквы.

3. Подчеркни в тексте одной чертой те фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Никита Кожемяка побеждает змея:

а) силой;

б) хитростью;

в) и силой, и хитростью?

Обведи нужную букву.

5. Найди в тексте и подчеркни двумя чертами те конкретно-исторические подробности жизни, которых не могло быть в самой древней сказке, – в сказке, существовавшей до появления письменности.

 

Вариант 3

Задание 1.

Черная Курица

(отрывок)

Много лет тому назад в Петербурге жил-был содержатель мужского пансиона. Дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, и теперь вы его уже не найдете. Был этот дом о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Спальные комнаты для детей находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней.

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на это, ему часто скучно бывало в пансионе, иногда даже и грустно. Особенно сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучен с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме.

Вообще дни учения проходили для него скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из своей небольшой библиотеки.

(По А. Погорельскому.)

1. Прочитай текст вслух вполголоса.

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Когда происходят события, о которых идет речь в этом тексте:

а) в наше время;

б) в далеком прошлом?

Обведи нужную букву.

4. Найди и подчеркни волнистой линией строчки, которые подтверждают твой предыдущий ответ.

5. Как к Алеше относятся в пансионе:

а) его все притесняют;

б) к нему хорошо относятся?