twitter ВКонтакте facebook

МИР АВТОРСКОЙ СКАЗКИ С. КОЗЛОВА «ТЕПЛЫМ ТИХИМ УТРОМ ПОСРЕДИ ЗИМЫ»

Страницы учебника: 170–173.

Цель: выявить философский смысл сказки С. Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».

Оборудование: выставка книг писателя С. Козлова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение мини-сочинений.

III. Объявление темы урока.

                   За каждой рекой, за каждой горою

                   Есть кто-то, еще не увиденный мною.

                   И очень мне хочется встретиться с ним:

                   Знакомым. Товарищем. Другом моим.

     А. Кондратьев

– Кто этот друг, вы догадаетесь сами. (Выставка книг.)

– Этот человек знаком всем любителям мультфильмов. А поскольку мультфильмы любят все, это – наш общий знакомый.

Первые его книжки – «раскраски» и «раскладушки» – были напечатаны в начале 70-х годов. Потом появились сказки, в которых действуют, как правило, постоянные любимые герои писателя – Ежик, Ослик, Медвежонок. С ними вы, конечно, тоже хорошо знакомы.

Он пишет не только прозу, но и стихи для детей и для взрослых. Многие его произведения стали мультфильмами: «Катерок», «В порту», «Как Львенок и Черепаха пели песенку», «Ежик в тумане»...

– Вспомнили нашего общего знакомого? (Сергей Козлов.)

– Тема нашего урока: «Мир авторской сказки Сергея Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».

IV. Работа по теме урока.

– Прочитайте название сказки. Подумайте над смыслом названия. (Название сказки несет в себе тихую радость, умиротворенность среди суровой вьюжной зимы.)

1. Чтение сказки по ролям.

2. Анализ сказки.

– Какая часть сказки напоминает вам по композиции такие народные сказки, как «Теремок» или «Колобок»? (Где звери цепочкой присоединяются к Ежику и Медвежонку, чтобы позавтракать у реки, образуя кумулятивную цепочку.)

– Прочитайте этот отрывок.

«И они сложили в корзину грибы, мёд, чайник, чашки и пошли к реке.

– Куда вы это идёте? – спросила Белка.

– К реке, – сказал Ёжик. – Завтракать.

– Возьмите меня с собой!

– Айда!

И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом. Встретился им Заяц.

– Тепло, хорошо, – сказал Заяц. – Вы куда идёте? – К реке, – сказала Белка. – Завтракать.

– И я с вами, ага?

– Идём, – сказал Медвежонок.

Выбежал из травы Хомячок.

– А я уж заснул, – сказал он. – А тут – вода! Куда это вы?

– Завтракать, к реке, – сказал Заяц. – Идём с нами!

– У меня еда с собой, – сказал Хомячок и постучал лапой по раздувшемуся мешку за щекой, – только чашки нету, – и пошел следом.

Пришли к реке, развели костёр, сели завтракать.»

Вывод. Таким образом, получается кумулятивная цепочка (Ежик – Медвежонок – Белка – Заяц – Хомячок), все персонажи накапливаются в одном месте – на берегу реки.

– Перечитайте размышления Медвежонка в первой части сказки. Возможно ли встретить нечто подобное в народной сказке? (Нет, первая часть сказки Козлова представляет собой размышления Медвежонка наедине с самим собой, написанные в форме второго лица единственного числа. Народная сказка не знает никаких философских рассуждений и риторических вопросов, а именно все это и составляет содержание того отрывка, о котором идет речь. Народной сказке не свойственна такая взволнованная интонация, такая повышенная эмоциональность и такие знаки препинания, – маленький отрывок изобилует вопросительными и восклицательными знаками.)

– Только ли Медвежонок наделен своим неповторимым характером, есть ли личностные черты у других героев сказки? (Да, Медвежонок – чуткий, думающий, Ежик – самый эстетически развитый из всех героев, романтичный, Заяц и Хомячок – очень внимательны и восприимчивы к красоте.)

– Перечитайте отрывок сказки, где герои завтракают на реке, по ролям. Постарайтесь передать общее настроение и ощущение зверюшек.

– Подумайте, сказочный лес является героем сказки С. Козлова или он безучастен и равнодушен ко всему, как обычный зимний лес? (В сказке лес – герой произведения. Ежик говорит о нем  как о живом существе. Именно лес сделал возможным встречу героев на берегу реки.)

– В какой части сказки содержится ее главный, самый сокровенный смысл? (В самом финале сказки.)

– Прочитайте главные слова сказки. (Главные слова сказки: «Если б не все они, зачем бы понадобилось тепло этому зимнему лесу?!»)

– Как вы понимаете слова Ежика? (Дружба, душевное тепло – это самое важное в жизни.)

V. Итог урока.

– В чем заключен смысл сказки? (Смысл сказки в том, чтобы напомнить: главная ценность в жизни – это общение; самое важное – это когда все вместе. Дождь в лесу, тепло в лесу – это лишь повод для того, чтобы опять повидаться и побыть друг с другом.)

Домашнее задание: вы, конечно, захотите встретиться с героями С. Козлова еще не один раз. Найдите и прочитайте другие произведения этого писателя.