twitter ВКонтакте facebook

СЛОЖНЫЙ ОТВЕТ НА ПРОСТОЙ ВОПРОС (В. Маяковский «А вы могли бы?»)

Страница: 174.

Цели: наполнить конкретным смыслом выражение «художник видит мир не так, как все мы»; показать, какие яркие образы создали поэт В. Маяковский и художник М. Шагал.

Оборудование: портреты поэта В. В. Маяковского и  художника М. Шагала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение и обсуждение сказки С. Козлова.

– Какие еще произведения Сергея Козлова вы прочитали?

– Что помог увидеть по-новому этот автор?

Время в сказках Сергея Козлова течет неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?» Но все неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ежиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и с взрослыми: о любви и доверии, о радости жизни и  хрупкости красоты, о боли и страхе, утратах и смерти.

III. Объявление темы урока.

– Не только С. Козлов искал сложные ответы на простые вопросы. Каждый писатель и поэт пребывает в таком поиске. Чтобы писать, необходимо удивляться всему, как будто в первый раз видишь или заново видишь. Почувствовать, что все – чудо. «Нечудесного в мире нет», – писал В. Бианки.

Вот и В. В. Маяковский в своем стихотворении спрашивает вас: «А вы могли бы?»

IV. Работа по новой теме.

1. Чтение стихотворения учителем.

– О чем нас спрашивает поэт в названии и в финале стихотворения? Можно ли его вопрос понимать буквально? (Конечно, нет, этот вопрос нельзя понимать буквально. Способность удивляться, глядя на обыденное, будничное; способность обнаруживать загадочное и захватывающее в самом банальном и привычном – вот в чем смысл вопроса.)

– А ты мог бы «удивляться всему, как будто в первый раз видишь?» – вот о чем спрашивает поэт.

– Вы понимаете значение слов «будни» и «будничный»? Подберите синонимы и антонимы к этим словам. (Будни – рабочие обычные, непраздничные дни, в каком-то смысле серые и скучные, не сулящие ничего интересного. Будничный – обычный. Будничная одежда – обыкновенная рабочая одежда. Антонимы – праздники, праздничный.)

– Как вы понимаете смысл двух первых строчек: это буквальное действие или образное выражение? Если затрудняетесь ответить, прочтите третью и четвертую строчки. Их смысл понятен? Так первые две строчки – об этом же. (Первые две строчки – образное выражение, которое означает, что лирический герой вдруг решительно покончил с серым и скучным времяпрепровождением, окрасив будничное в цвета праздника.)

– Герой взбудоражил свое воображение, изменил свое видение окружающего мира. Обнаружить «на блюде студня косые скулы океана» – это и значит разглядеть в самом заурядном нечто фантастическое, интересное, волшебное, – то, что будит воображение и уводит его в новые миры.

– Куда же зовут нас таинственные, невидимые нам губы? Куда нас зовет сам поэт? (Поэт, точнее лирический герой, призывает к тому, чтобы мы перестали смотреть на мир обычными, банальными и скучными глазами, чтобы мы сделали над собой небольшое усилие и постарались обнаружить праздничную суть вещей – ту их душу, которую учились различать Митиль и Тильтиль, ту их скрытую от равнодушного взгляда глубину, которую умела усматривать Мари Штальбаум, а вместе с ней и мы.)

2. Повторное чтение стихотворения учащимися.

Обобщение. Всего-то несколько строк – несуществующая карта будней (обычных дней) раскрашивается яркими красками, будни превращаются в праздник; в кусочке студня (холодца) поэт-фантазер видит волны океана; чешуйки рыбы напоминают ему губы; даже сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб он, по-видимому, сможет.

Поэт видит мир не так, как все мы, и в этом его талант.

Физкультминутка

3. «Международная выставка».

На «Международной выставке» посмотрите картину Марка Шагала «День рождения».

1) Биография художника.

Марк Шагал выдающийся художник ХХ века, родился в 1887 году в Витебске, недалеко от границы с Польшей. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мама держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка.

Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста.

В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную  студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где проживали художники.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Петербурге.

Часто в его картинах просматриваются персонажи с восточным типом лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора.

В 1915 году Марк Шагал женился на Белле (Вере) Розенфельд. С этого момента она тоже стала частой героиней его картин, таких как «День рождения» (1915–1923).

В 1923 году Шагал с семьей переехал в Париж.

«День рождения» – это автопортрет художника и его жены Беллы.

2) Картина «День рождения».

– Понимаете, почему эти люди летают? (Потому что им радостно, весело; потому что у них праздник; потому что они любят друг друга.)

– Внимательно рассмотрите обстановку комнаты, можно ли назвать ее богатой? (Обыкновенная комната, очень скромная по обстановке и даже бедная. Виден стол рядом с окном, который с трудом можно назвать «праздничным» столом: на нем всего несколько предметов, включая кошелек, праздничный кекс и ножик; есть круглый табурет; виден кусочек зеркала и угол кровати; на стене развешены женские платки, которые хоть как-то украшают серую скучную стенку и скрашивают бедность интерьера.)

– Влияет ли бедная, скромная обстановка на настроение, которое возникает при рассматривании картины? (Нет, художник подобрал яркие, но не едкие краски, от этого обыкновенная обстановка преображается, освещается светом любви и взаимопонимания. Возникает ощущение праздника и предвкушение счастья, радости от общения близких людей. Все внимание приковано к фигурам влюбленных.)

– Каков мотив летающих фигур в картине Шагала? (Картина преображается и делается волшебной из-за двух летающих фигур – фигур влюбленных. В руках у молодой барышни чудесный букет цветов. Это подарок. Любовь преображает людей, с точки зрения художника, делает их способными к чудесам. Любовь преображает мир, с точки зрения художника, делает его волшебным, сказочно прекрасным.)

– Есть ли сходство в том, как художник и поэт воспринимают мир? (Владимир Маяковский  устами своего лирического героя  предлагает нам покончить со скучным и серым, будничным и обыденным восприятием мира. Он предлагает в самом заурядном, в кусочке студня, например, обнаружить волшебный мир океана; в обыкновенной водосточной трубе разглядеть очертания флейты и сыграть на ней ноктюрн. Так же воспринимает мир и Марк Шагал, предлагая увидеть, например, что в обычной комнате, довольно бедной и простой, живет любовь, поэтому фигура мужа парит в воздухе, да и само название полотна «День рождения» – радостное, праздничное. Оно несет в себе ожидание чуда, которое происходит только в день рождения.)

V. Итог урока.

Учитель. Мы закончили десятую главу «Перекресток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа».

– Чем обогатили вас изученные произведения?

– Какие из них помогли по-новому взглянуть на окружающую действительность?

– Кто из авторов оказался вам близок? С чьим творчеством вам интересно встретиться вновь?

– Дайте сложный ответ на простой вопрос В. Маяковского: «А вы могли бы...» просыпаться каждое утро и открывать новые грани знакомого мира?

Домашнее задание: сочинить рассказ по картине на тему «Необычный взгляд на мир М. Шагала» или «Что я понял, рассмотрев картину М. Шагала «День рождения».