Follow @Pyccstudy |
Страница:
174.
Цели:
наполнить конкретным смыслом выражение
«художник видит мир не так, как все мы»; показать,
какие яркие образы создали
поэт В. Маяковский и художник М. Шагал.
Оборудование:
портреты поэта В. В. Маяковского и
художника М. Шагала.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Чтение и обсуждение сказки С. Козлова.
–
Какие еще
произведения Сергея Козлова вы прочитали?
–
Что помог
увидеть по-новому этот автор?
Время
в сказках
Сергея Козлова течет неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его,
обращаясь
к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы
никогда не
расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было
расставаться?»
Но все неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни,
происходит в
этих сказках с Ежиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов
считает,
что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и с взрослыми: о
любви и
доверии, о радости жизни и хрупкости
красоты, о боли и страхе, утратах и смерти.
III.
Объявление темы урока.
–
Не только С.
Козлов искал сложные ответы на простые вопросы. Каждый писатель и поэт
пребывает в таком поиске. Чтобы писать, необходимо удивляться всему,
как будто
в первый раз видишь или заново видишь. Почувствовать, что все
– чудо.
«Нечудесного в мире нет», – писал В.
Бианки.
Вот
и В. В.
Маяковский в своем стихотворении спрашивает вас: «А вы могли
бы?»
IV.
Работа по новой теме.
1.
Чтение стихотворения учителем.
–
О чем нас
спрашивает поэт в названии и в финале стихотворения? Можно ли его
вопрос
понимать буквально? (Конечно, нет, этот вопрос нельзя
понимать буквально.
Способность удивляться, глядя на обыденное, будничное; способность
обнаруживать
загадочное и захватывающее в самом банальном и привычном –
вот в чем смысл
вопроса.)
–
А
ты мог бы «удивляться всему, как будто в первый раз
видишь?» – вот о чем
спрашивает поэт.
–
Вы
понимаете значение слов «будни» и
«будничный»? Подберите синонимы и антонимы к
этим словам. (Будни – рабочие обычные, непраздничные
дни, в каком-то смысле
серые и скучные, не сулящие ничего интересного. Будничный –
обычный. Будничная
одежда – обыкновенная рабочая одежда. Антонимы –
праздники, праздничный.)
–
Как вы
понимаете смысл двух первых строчек: это буквальное действие или
образное
выражение? Если затрудняетесь ответить, прочтите третью и четвертую
строчки. Их
смысл понятен? Так первые две строчки – об этом же. (Первые
две строчки –
образное выражение, которое означает, что лирический герой вдруг
решительно
покончил с серым и скучным времяпрепровождением, окрасив будничное в
цвета
праздника.)
–
Герой
взбудоражил свое воображение, изменил свое видение окружающего мира.
Обнаружить
«на блюде студня косые скулы океана» –
это и значит разглядеть в самом
заурядном нечто фантастическое, интересное, волшебное, – то,
что будит
воображение и уводит его в новые миры.
–
Куда же зовут нас таинственные, невидимые нам губы? Куда нас зовет сам
поэт? (Поэт,
точнее лирический герой, призывает к тому, чтобы мы перестали смотреть
на мир
обычными, банальными и скучными глазами, чтобы мы сделали над собой
небольшое
усилие и постарались обнаружить праздничную суть вещей – ту
их душу, которую
учились различать Митиль и Тильтиль, ту их скрытую от равнодушного
взгляда
глубину, которую умела усматривать Мари Штальбаум, а вместе с ней и мы.)
2.
Повторное чтение стихотворения
учащимися.
Обобщение.
Всего-то несколько строк – несуществующая карта будней
(обычных дней)
раскрашивается яркими красками, будни превращаются в праздник; в
кусочке студня
(холодца) поэт-фантазер видит волны океана; чешуйки рыбы напоминают ему
губы;
даже сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб он, по-видимому, сможет.
Поэт
видит мир
не так, как все мы, и в этом его талант.
Физкультминутка
3.
«Международная выставка».
На
«Международной выставке» посмотрите картину Марка
Шагала «День рождения».
1)
Биография художника.
Марк
Шагал
выдающийся
художник ХХ века, родился в 1887 году в Витебске, недалеко от границы с
Польшей.
Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где
коптили
селедку, а мама держала собственную лавку, в которой продавалась эта
самая
селедка.
Сначала
Марк
учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию.
Первые
художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал
брать
частные уроки у профессионального художника-реалиста.
В
1910 году
Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа,
в Ла Руше, где
проживали художники.
Именно
тогда
Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную
технику,
зачатки которой проявлялись еще в Петербурге.
Часто
в его
картинах просматриваются персонажи с восточным типом лица и кудрявыми
волосами,
в которых нетрудно узнать автора.
В
1915 году Марк
Шагал женился на Белле (Вере) Розенфельд. С этого момента она тоже
стала частой
героиней его картин, таких как «День рождения»
(1915–1923).
В
1923 году
Шагал с семьей переехал в Париж.
«День
рождения»
– это автопортрет художника и его жены Беллы.
2)
Картина
«День рождения».
–
Понимаете,
почему эти люди летают? (Потому что им радостно, весело;
потому что у них
праздник; потому что они любят друг друга.)
–
Внимательно
рассмотрите обстановку комнаты, можно ли назвать ее богатой? (Обыкновенная
комната, очень скромная по обстановке и даже бедная. Виден стол рядом с
окном,
который с трудом можно назвать «праздничным»
столом: на нем всего несколько
предметов, включая кошелек, праздничный кекс и ножик; есть
круглый
табурет; виден кусочек зеркала и угол кровати; на стене развешены
женские
платки, которые хоть как-то украшают серую скучную стенку и скрашивают
бедность
интерьера.)
–
Влияет ли
бедная, скромная обстановка на настроение, которое возникает при
рассматривании
картины? (Нет, художник подобрал яркие, но не едкие краски,
от этого
обыкновенная обстановка преображается, освещается светом любви и
взаимопонимания. Возникает ощущение праздника и предвкушение счастья,
радости
от общения близких людей. Все внимание приковано к фигурам влюбленных.)
–
Каков мотив
летающих фигур в картине Шагала? (Картина преображается и
делается волшебной
из-за двух летающих фигур – фигур влюбленных. В руках у
молодой барышни
чудесный букет цветов. Это подарок. Любовь преображает людей, с точки
зрения
художника, делает их способными к чудесам. Любовь преображает мир, с
точки
зрения художника, делает его волшебным, сказочно прекрасным.)
–
Есть ли
сходство в том, как художник и поэт воспринимают мир? (Владимир
Маяковский устами
своего лирического
героя предлагает
нам покончить со
скучным и серым, будничным и обыденным восприятием мира. Он предлагает
в самом
заурядном, в кусочке студня, например, обнаружить волшебный мир океана;
в
обыкновенной водосточной трубе разглядеть очертания флейты и сыграть на
ней
ноктюрн. Так же воспринимает мир и Марк Шагал, предлагая увидеть,
например, что
в обычной комнате, довольно бедной и простой, живет любовь, поэтому
фигура мужа
парит в воздухе, да и само название полотна «День
рождения» – радостное,
праздничное. Оно несет в себе ожидание чуда, которое происходит только
в день
рождения.)
V.
Итог урока.
Учитель.
Мы
закончили десятую главу «Перекресток прозы, поэзии и драмы
– человеческая
душа».
–
Чем обогатили
вас изученные произведения?
–
Какие из них
помогли по-новому взглянуть на окружающую действительность?
–
Кто из авторов
оказался вам близок? С чьим творчеством вам интересно встретиться вновь?
–
Дайте сложный
ответ на простой вопрос В. Маяковского: «А вы могли
бы...» просыпаться каждое
утро и открывать новые грани знакомого мира?
Домашнее
задание:
сочинить рассказ по картине на тему
«Необычный взгляд на мир М. Шагала» или
«Что я понял, рассмотрев картину М.
Шагала «День рождения».