Follow @Pyccstudy |
Цели:
раскрыть значение духовной красоты
человека, истинного счастья, смысл жизни; развивать умение
анализировать
эмоциональное состояние героев; воспитывать любовь к музыке.
Оборудование:
портреты К. Паустовского, Э. Грига; запись фрагмента музыкального
произведения
Э. Грига.
Ход
урока
I.
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Звучит
спокойная музыка. На доске портреты К. Паустовского и Э. Грига.
II.
Постановка цели урока.
–
Почему урок «Наедине с книгой» мы начали с
прослушивания классической музыки? (Ответы
детей.)
–
На
какие вопросы отвечает Паустовский в своем рассказе «Корзина
с еловыми
шишками»? (В чем смысл жизни, какой он; счастливый
человек, истинная красота
– что это?)
–
Давайте проанализируем. (Философские рассуждения автора о
жизни и смерти, о
счастье, смысле жизни; глубокие мысли о вечных проблемах бытия.)
III.
Слово об авторе.
–
Что вы узнали о писателе? (Рассказы учащихся, учитель
дополняет.)
Константин
Георгиевич Паустовский родился
в 1892 году в Москве в семье железнодорожника. Уже в школе он начал
зарабатывать на хлеб.
Писать
начал рано. Из воспоминаний писателя: «Моя писательская жизнь
началась с
желания все знать, все видеть и путешествовать. В каждой повести, в
каждом
рассказе видны следы скитаний».
Вывод
о творчестве Паустовского: основное содержание рассказов –
поиск красоты в
обычном и скромном.
Его
рассказы с удовольствием читают и взрослые, и дети.
IV.
Работа по содержанию.
1.
Характеристика места действия.
События
в рассказе происходят в северной стране – Норвегии, с ее
сумрачным величием
хвойных лесов и суровой красотою озер.
–
Послушайте фрагмент музыки Эдварда Грига.
Звучит
запись фрагмента.
–
Что вы чувствовали, слушая музыку Грига? (Высказывания детей.)
Вывод.
Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной
жизни,
ожившие норвежские легенды и сказки – это душа музыки
композитора Грига.
2.
Характеристика главной героини.
–
Охарактеризуйте Дагни. (Ей восемь лет; трудолюбива
– несет тяжелую корзину
шишек; доверчива – разговаривает с незнакомцем; мила и
красива – большие глаза,
как у куклы, с зелеными зрачками, тихий от смущения голос; чуткая
– думает о
старом дедушке и сочувствует ему; у нее доброе сердце, умеет думать и
печалиться о других.)
3.
Работа над художественными
особенностями текста.
–
Прочитайте диалог композитора и девочки.
–
Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Что наполняло его
счастьем? (Ответы
детей подтвердить словами текста.)
–
Перечитайте
слова Грига о жизни. («Я видел жизнь. Что бы ни
говорили тебе о ней, верь
всегда, что она удивительна и прекрасна, я старик, но я отдал молодости
жизнь,
работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже
счастливее
тебя, Дагни...»)
–
Сколько
основных мыслей здесь заключено? Какие? Сформулируйте их своими
словами. (Жизнь
удивительна и прекрасна. Счастлив потому, что отдал все.)
–
Кто согласен с
мнением Грига? Объясните, почему? (Высказывания детей.)
Физкультминутка
Упражнения
на релаксацию под спокойную музыку.
Учитель.
Воздействие классической музыки на душу: душа взлетает и парит в
воздухе, а
когда музыка стихает, сердце замирает, и нужно некоторое время, чтобы
прийти в
себя, ощутить себя снова на земле.
4.
Обобщение.
Чтение
и анализ четвертой
части рассказа – «Дагни в театре, на
концерте».
1)
Словесное рисование.
–
Опишите
портрет повзрослевшей Дагни. (Стройная девушка с тяжелыми
русыми длинными
косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими зелеными
глазами,
одета в длинное театральное черное платье из таинственного бархата.)
–
В чем
заключалась необычность обстановки, в которой проходил концерт? (Чтение
отрывка текста, где Дагни идет с тетей и дядей на концерт.)
–
Почему Дагни
плакала, слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Люди
плачут не
только от горя, но и от больших хороших чувств; кроме того, Дагни жаль,
что
Григ уже умер и она не скажет ему спасибо за чудесный подарок.)
Эдвард
Григ
похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем.
–
Можно ли
считать его безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо
присутствует в нашей жизни? (Григ живет в своих
произведениях. Его душа
через музыку говорит с нами, передает свой опыт, чувствование и знание
жизни.)
–
Поразмышляйте,
что в рассказе главное: музыка или человек и духовные основы его жизни?
(Ответы
детей.)
–
Прочитайте,
чем заканчивается рассказ. о чем просят нас поразмышлять? (О
смысле жизни.)
–
Что прекрасного
открыли вы для себя в рассказе К. Паустовского? (Красота
природы и
прекрасные люди. У них милая внешность и благородные поступки, т. е.
речь и о
внешней, и о
внутренней красоте
человека. О по-настоящему хорошей жизни, чудесных подарках –
духовных.)
2)
Вопросы
для эрудитов.
–
В каком
русском городе существует такая же традиция: выстрелом из пушки
оповещать
жителей о времени суток?
–
Какие
музыкальные произведения Грига вы знаете? (Лирические пьесы,
песни, романсы,
сюиты, сонаты.)
–
Как примерно
вычислить год, в котором произошла встреча Грига и Дагни?
V.
Итог урока.
–
За что же
Дагни благодарна Григу? Прочитайте. («За вашу
щедрость. За то, что открыли
передо мной то прекрасное, чем должен жить человек...»)
–
Прочитайте
запись на доске.
На
доске: «Стихотворение, сказка, музыка – это
чудеса... А чудеса способны
творить люди с добрым сердцем».
–
Чем же должен
жить человек? (Высказывания детей.)