twitter ВКонтакте facebook

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. К. ПАУСТОВСКИЙ «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

Цели: раскрыть значение духовной красоты человека, истинного счастья, смысл жизни; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; воспитывать любовь к музыке.

Оборудование: портреты К. Паустовского, Э. Грига; запись фрагмента музыкального произведения Э. Грига.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Звучит спокойная музыка. На доске портреты К. Паустовского и Э. Грига.

II. Постановка цели урока.

– Почему урок «Наедине с книгой» мы начали с прослушивания классической музыки? (Ответы детей.)

– На какие вопросы отвечает Паустовский в своем рассказе «Корзина с еловыми шишками»? (В чем смысл жизни, какой он; счастливый человек, истинная красота – что это?)

– Давайте проанализируем. (Философские рассуждения автора о жизни и смерти, о счастье, смысле жизни; глубокие мысли о вечных проблемах бытия.)

III. Слово об авторе.

– Что вы узнали о писателе? (Рассказы учащихся, учитель дополняет.)

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожника. Уже в школе он начал зарабатывать на хлеб.

Писать начал рано. Из воспоминаний писателя: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. В каждой повести, в каждом рассказе видны следы скитаний».

Вывод о творчестве Паустовского: основное содержание рассказов – поиск красоты в обычном и скромном.

Его рассказы с удовольствием читают и взрослые, и дети.

IV. Работа по содержанию.

1. Характеристика места действия.

События в рассказе происходят в северной стране – Норвегии, с ее сумрачным величием хвойных лесов и суровой красотою озер.

– Послушайте фрагмент музыки Эдварда Грига.

Звучит запись фрагмента.

– Что вы чувствовали, слушая музыку Грига? (Высказывания детей.)

Вывод. Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие норвежские легенды и сказки – это душа музыки композитора Грига.

2. Характеристика главной героини.

– Охарактеризуйте Дагни. (Ей восемь лет; трудолюбива – несет тяжелую корзину шишек; доверчива – разговаривает с незнакомцем; мила и красива – большие глаза, как у куклы, с зелеными зрачками, тихий от смущения голос; чуткая – думает о старом дедушке и сочувствует ему; у нее доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

3. Работа над художественными особенностями текста.

– Прочитайте диалог композитора и девочки.

– Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Что наполняло его счастьем? (Ответы детей подтвердить словами текста.)

– Перечитайте слова Грига о жизни. («Я видел жизнь. Что бы ни говорили тебе о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна, я старик, но я отдал молодости жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»)

– Сколько основных мыслей здесь заключено? Какие? Сформулируйте их своими словами. (Жизнь удивительна и прекрасна. Счастлив потому, что отдал все.)

– Кто согласен с мнением Грига? Объясните, почему? (Высказывания детей.)

Физкультминутка

Упражнения на релаксацию под спокойную музыку.

Учитель. Воздействие классической музыки на душу: душа взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает, и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.

4. Обобщение.

Чтение и анализ четвертой части рассказа – «Дагни в театре, на концерте».

1) Словесное рисование.

– Опишите портрет повзрослевшей Дагни. (Стройная девушка с тяжелыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими зелеными глазами, одета в длинное театральное черное платье из таинственного бархата.)

– В чем заключалась необычность обстановки, в которой проходил концерт? (Чтение отрывка текста, где Дагни идет с тетей и дядей на концерт.)

– Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств; кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер и она не скажет ему спасибо за чудесный подарок.)

Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем.

– Можно ли считать его безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Григ живет в своих произведениях. Его душа через музыку говорит с нами, передает свой опыт, чувствование и знание жизни.)

– Поразмышляйте, что в рассказе главное: музыка или человек и духовные основы его жизни? (Ответы детей.)

– Прочитайте, чем заканчивается рассказ. о чем просят нас поразмышлять? (О смысле жизни.)

– Что прекрасного открыли вы для себя в рассказе К. Паустовского? (Красота природы и прекрасные люди. У них милая внешность и благородные поступки, т. е. речь и о внешней,  и о внутренней красоте человека. О по-настоящему хорошей жизни, чудесных подарках – духовных.)

2) Вопросы для эрудитов.

– В каком русском городе существует такая же традиция: выстрелом из пушки оповещать жителей о времени суток?

– Какие музыкальные произведения Грига вы знаете? (Лирические пьесы, песни, романсы, сюиты, сонаты.)

– Как примерно вычислить год, в котором произошла встреча Грига и Дагни?

V. Итог урока.

– За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте. («За вашу щедрость. За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек...»)

– Прочитайте запись на доске.

На доске: «Стихотворение, сказка, музыка – это чудеса... А чудеса способны творить люди с добрым сердцем».

– Чем же должен жить человек? (Высказывания детей.)