twitter ВКонтакте facebook

«Корни есть не только у дерева». малые жанры фольклора и их связь с мифом

Урок 2

Цели: выяснить, есть ли сегодня устное народное творчество и как связаны фольклор и литература; формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; показать связь малых жанров фольклора с мифом: загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: книжки-малышки «Загадки», «Дразнилки», «Заклички», «Считалки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети сообщают, как прошла встреча с учебником «Литературное чтение» в семейном кругу, делятся своими впечатлениями.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает текст загадки:

         Из всех наук я для людей – духовный друг!

         Проза, поэзия, песни,

         Что, по-вашему, интересней?

                                                    (Литература.)

– Откройте, пожалуйста, содержание учебника.

– Прочитайте, сколько глав вмещает в себя учебник (часть первая).

– Как называется первая глава? («Корни есть не только у дерева».)

– Какие произведения входят в эту главу?

– Сегодня мы приступаем к изучению первой главы учебника. Какую страницу нам нужно открыть?

– Откройте учебник на странице 7.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение и анализ эпиграфа (с. 8).

– Догадайтесь, почему эта глава называется «Корни есть не только у дерева».

– А теперь прочитайте эпиграф на странице 8.

– Поделитесь своими мыслями.

– Древний период (памятники, наше наследие с древних времён: пирамиды и храмы, иконы и фрески, предметы мебели и утварь, оружие, древние тексты) хранит в себе множество тайн и загадок. Мы часто не понимаем назначения многих предметов, не понимаем, как люди в древности (не имея современных орудий труда) могли их изготовить. До сих пор недоумеваем, как же были построены пирамиды. Мы не понимаем смысла многих древних текстов и рисунков. Чтобы разгадать хотя бы некоторые из тайн, нам надо много-много знать и, главное, понимать.

– Вот сейчас мы и начнём это путешествие с целью разгадки хотя бы некоторых загадок, которые оставили нам древние народы.

2. Беседа по вопросам.

1) Вспомните, что такое устное народное творчество.

2) Каким ещё словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

3) Какие жанры устного народного творчества вам уже знакомы?

4) Подумайте, есть ли сегодня устное народное творчество.

– Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства используют свои материалы: художник – краски, скульптор – мрамор, камень, дерево, а писатель и создатели произведений устного творчества – слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на их поэтичность и выразительность.

Обратить внимание на выставку книг.

3. Чтение статьи автора учебника Н. А. Чураковой сопровождается комментарием учителя по ходу чтения (с. 8–11).

– В данной работе в разделе «Совет консультантов» нам помогает консультант Баба Яга (с. 147).

V. Итог урока.

– Какие малые жанры фольклора вы сегодня узнали?

– Что больше всего понравилось и запомнилось?

Домашнее задание.

Рассмотрите внимательно картинку к первой главе. Попробуйте её расшифровать. Если что-то покажется для вас неясным, сходите за советом к Бабе Яге (с. 147–148, раздел «Совет консультантов» в конце учебника), но сделайте это только после того, как подумаете самостоятельно.

Желаю вам творческих успехов!