twitter ВКонтакте facebook

Поговорки

Цели: расширять знания учащихся об устном народном творчестве; выявить связь поговорки с народной сказкой; обогащать словарный запас детей. Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I». Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Дети читают свои волшебные сказки. (Прослушать 3–4 варианта.) III. Подготовка к восприятию. 1. «Разминка для ума». – Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству. рассказ поговорка пословица загадка повесть поэма 2. Введение в тему. – Сегодня на уроке мы будем исследовать малый жанр фольклора – поговорки. – Вспомните, что такое поговорка. (Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным.) – Знание поговорок обогащает нашу речь. – Откройте, пожалуйста, учебник на с. 30. IV. Работа по теме урока. 1. Чтение учащимися поговорок на с. 30. – Как вы понимаете смысл народных поговорок? Информация для учителя 1. Слово – серебро, а молчание – золото. Смысл в том, что лучше всего меньше болтать: болтун приносит неприятности не только людям, но и себе самому, наговорив лишнего. Следы древнего происхождения можно обнаружить в том, что и слово, и молчание – это некие драгоценности, волшебные предметы. Для древнего человека это так и было: он верил в силу, магию слова. Но эта же вера заставляла его ценить молчание превыше всего: пока молчишь, никто не сможет использовать те слова, которые ты произнёс, против тебя. 2. Наговорил семь вёрст до небес – и всё лесом. Смысл в том, что человек наговорил, насочинял кучу всего, и всё не по делу. 3. Не бросай слова на ветер. Смысл: не говори зря, безответственно: за произнесённое слово надо отвечать. Следы древнего происхождения видны в том, что слово мыслится как предмет, который не исчезает сразу после того, как его произнесли. Ветер воспринимается как сила, которая может слово унести. 4. Околесицу несёт (о–колёс–ицу). Помощь дети могут получить у консультанта Кота Учёного в разделе «Совет консультантов» на с. 155. Смысл: мелет чепуху. Древний оттенок смысла: ходит кругами около смысла, то есть говорит какую-то непонятную (а значит – волшебную) абракадабру. – В каких из данных поговорок яснее всего видно древнее происхождение, связь с народной сказкой? (Древнее происхождение видно во всех, а связь с народной сказкой лучше всего видна во второй поговорке.) V. Работа с «Картинной галереей». – В продолжении нашей работы обратимся к «Картинной галерее». – Найдите в «Картинной галерее» древнеегипетский папирус с изображением двух богинь – Исиды и Нефтиды (Дня и Ночи). (Это Зал 1.) – Нашими помощниками будут автор учебника Н. А. Чуракова на с. 30 и консультанты Кентавр Хирон и Баба Яга в разделе «Совет консультантов». Информация для учителя 1. Листы древнеегипетской «Книги мёртвых». «Исида и Нефтида молятся богу Ра в образе солнечного диска». На данном листе изображены божественные сёстры Исида и Нефтида. На голове Исиды иероглиф, означающий «трон», на голове у Нефтиды иероглиф «хозяйка дома». Сёстры символизировали также день (Исида) и ночь (Нефтида). На картинке сёстры сидят, преклонив колени перед деревом Жизни. На столбе (дереве) установлен символ рождения, жизни – крест «анх», который руками поддерживает восходящее солнце. Обезьянки – символ бога Тота – хозяина времени. В данном случае обезьянки являются воплощением духов рассвета. 2. Листы древнеегипетской «Книги мёртвых». «Священные обезьянки». Четыре обезьянки сидят по углам Озера Огня, или кипящей воды. Между обезьянками – символическое изображение огня. Каждый умерший обращается к ним с молитвой-просьбой: простить его земные грехи и пропустить дальше – вглубь Царства мёртвых, по которому путешествует душа. VI. Итог урока. – Что интересного узнал каждый? – Что такое поговорка? Домашнее задание. Подобрать поговорки для своих товарищей, ещё не знакомые нам.