twitter ВКонтакте facebook

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ (литературный праздник)

Цели: развивать интерес учащихся к книге и к чтению; формировать читательские умение, традиции.

Оборудование: на доске плакат: «Книга – учитель, / Книга – наставник, / Книга – надежный товарищ и друг. / Ум, как ручей, высыхает и старится, / Если ты выпустишь книгу из рук»; у каждого участника конференции программа выступлений, лепестки цветика-семицветика (четыре комплекта).

Подготовительная работа:

1. Оформление выставки рисунков.

2. Выставка книг, пользующихся большим интересом у детей.

3. Подбор загадок, пословиц и высказываний о книгах.

4. Подготовка выступлений по вопросам конференции:

а) «Книга – огромная сила».

б) «Волшебное чудо и его реальное воплощение».

в) «Что читали наши родители – что читаем мы».

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

           Не наяву и не во сне,

           Без страха и без робости,

           Мы снова бродим по стране,

           Которой нет на глобусе.

           На карту не нанесена,

           Но знаем ты и я,

           Что есть она, что есть она –

           Страна Литературия.

Учитель. Подошел к концу учебный год, и по традиции итоговый урок литературного чтения – это читательская конференция.

На доске: «По следам любимых книг».

II. Актуализация опорных знаний.

За четыре года учебы в школе вы очень много прочитали, многое узнали.

             Давайте знакомые книжки откроем

             И снова пройдем от страницы к странице.

             Всегда ведь приятно с любимым героем

             Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Конкурс «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу вопросы по прочитанным произведениям, учитель фиксирует качество вопросов, правильность и полноту ответов.

III. Читательская конференция.

1. Знакомство с программой конференции и правилами общения.

– Прочитайте программу. Конференция пройдет в два этапа.

– Вспомните правила общения на конференции.

На конференции  нужно:

• быть вежливым и внимательным;

• не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;

• не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;

• не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;

• если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.

2. Разминка.

1) Загадки о книге оформлены в виде демонстрационного листа, плаката, книги-самоделки и т. д. Выставка творческих работ.

2) Аукцион пословиц и поговорок о книге.

• Хорошая книга – лучший друг.

• Кто много читает, тот много знает.

• Прочел новую книгу – встретился с другом.

• С книгой жить – век не тужить.

• Книга – твой друг, без нее как без рук.

3) Писатели о книгах.

Книги – это друзья, бесстрастные, но верные.

В. Гюго

Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник.

Д. Бедный

Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

К. Федин

Любите книгу – источник знаний.

М. Горький

Книга есть ... кусок горячей, дымящейся совести.

Б. Пастернак

Всем хорошим во мне я обязан книгам.

М. Горький

3. Основная часть конференции.

Этап I. Выступления

1) «Книга – огромная сила».

Докладчик рассказывает в своем выступлении о значении книги в жизни человека.

Книги – это друзья и советчики. Писатели делятся с нами своими знаниями, жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни людей и животного мира других стран и государств, об историческом прошлом. В книгах хранится вся информация человечества.

           Книги учат детей

           Всем премудростям жизни –

           Как быть Человеком,

           И быть нужным Отчизне,

           И как правду от лжи

           Все должны отличать,

           Как бороться с врагом

           И как зло побеждать.

2) «Волшебное чудо и его реальное воплощение».

Выступление докладчика.

Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время... Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на далекое расстояние. Все эти чудеса стали для нас обычными. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.

             Нет, волшебные русские сказки не лгали,

             Про Кощееву смерть, про ковер-самолет.

             Нет, не праздные люди те сказки слагали,

             А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

             Разве сказки не справдились те в самом деле,

             Что светили когда-то, как звезды в ночи?

             Мы Кощеево царство разрушить сумели,

             Мы от тайн вековых отыскали ключи.

Н. Рыленков

– Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с новейшими достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их сопоставить.

– Посмотрите на сказочные чудеса и назовите сказку:

·         Конек-Горбунок.

·         Ковер-самолет.

·         Золотой Петушок.

·         Сани-самокаты.

·         Чудо-зеркальце.

·         Перо Жар-птицы.

·         Клубок ниток, указывающий путь.

·         Садко с гуслями на дне морском.

– А теперь посмотрите на изобретения, машины и приборы.

·         Телевизор.

·         Радиолокатор.

·         Аэросани.

·         Космическая ракета.

·         Воздушный лайнер (самолет).

·         Прожектор.

·         Водолаз в скафандре.

·         Компас.

– Попробуйте против сказочного чуда поставить соответствующее ему изобретение.

3) «Что читали наши родители – что читаем мы».

Докладчик приводит статистические данные социологического опроса учащихся класса и родителей, которые были получены в интервью.

Этап II. Работа по группам

1-я группа. «Визитная карточка книги». Какие книги мы считаем самыми интересными и почему?

2-я группа. «Мы выбираем периодические издания».

Учащиеся готовят и проводят презентацию современных детских журналов, которые считают самыми интересными.

Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях,  спорте,  рукоделии, развлекательно-познавателъные журналы с играми, головоломками, конкурсами, загадками, кроссвордами. В детских журналах можно узнать об удивительных событиях и явлениях,  новостях планеты, прочитать только что появившиеся стихи, сказки, рассказы.

С помощью журналов можно найти друзей по переписке, задать интересующие вас вопросы, взять интервью у какого-нибудь интересного человека, рассказать о себе, своей семье и друзьях, попробовать себя в роли журналиста и писателя, и многое, многое другое.

– Но как не потеряться в этом мире журналов и газет? Как найти то, что интересует именно тебя?

Разрешите представить журналы.

«Свирель»

«Свирель» – журнал о природе для читателей от 7 до 12 лет. Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстраций – фотографии.

«GЕОленок»

(познавательный журнал для детей)

Создан по образцу журнала для взрослых «GEO». Интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби, первым романтическим чувствам (все в пределах разумного!). Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. И очень красочное оформление полосными фотографиями высочайшего качества и комментариями к ним. Все, как в «GEO», только лучше, потому что для детей. Создается журнал российскими авторами, а потому вполне адаптирован к нашей действительности. Рассчитан на возраст от 7 до 13 лет.

«Простоквашино»

(литературно-познавательный журнал

для младшего школьного возраста)

Объем 32 страницы. Выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями мультипликационных героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы и викторины.

«Клепа»

(познавательный альманах)

Рассчитан на возраст от 9 до 12 лет. Выходит на 42 страницах в формате А5 – половина альбомного листа. Постоянная героиня девочка Клепа «путешествует» по разным временам и странам вместе с читателями.

«Муравейник»

(детский журнал о природе

для семейного чтения)

Выходит на 56 страницах, на бумаге хорошего качества. В нем помещены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессиональными писателями и журналистами. Довольно серьезное познавательное издание, которое даже может выступать в качестве дополнительной учебной литературы для школьников. Тексты сопровождаются красочными фотографиями.

«А почему?»

Журнал выходит на 34 страницах, рассчитан на младший школьный возраст. Издание насыщено качественными и познавательными материалами, однако иллюстративный материал не очень яркий, изображения для детского издания довольно мелкие. У детей журнал пользуется популярностью.

«Кот и пес»

(журнал о домашних животных)

Выходит на 34 страницах, отличного полиграфического качества. В журнале – большие художественные фотографии домашних питомцев и советы по уходу за ними, истории из жизни хвостатых и письма читателей. Одно из любимейших изданий у маленьких любителей домашних животных.

3-я группа. «Что? Где? Когда?» – энциклопедии и справочники».

Выступление докладчика по плану:

1. Как называется энциклопедия?

2. Какое издательство ее выпустило?

3. Как она устроена (есть ли содержание, алфавитный указатель)?

4. Какую статью вы хотите пересказать?

4-я группа. «Чтение ради развлечения». Презентация комиксов.

«Комикс» в переводе с английского означает «комический», «смешной». Комиксы появились в газетах и журналах США. Это были небольшие сатирические рассказы в картинках с небольшими текстами под ними.

Постепенно комиксы утратили свой комический смысл. Теперь комиксами называют истории в картинках с кратким текстом.

Большой вклад в развитие этого жанра внес известный американский художник Уолт Дисней.

Он стал издавать для детей истории о своих мультипликационных персонажах, сопровождая их небольшими текстами, так как известно, что дети любят книжки, где много картинок, а читают они еще не так быстро и хорошо, как взрослые.

Комикс – это графически-повествовательный (графика – рисунок) жанр с краткими текстами и единым сюжетом.

4. Игра «Цветик-семицветик».

Задание: вспомнить произведение, в названии которого упоминаются цвет и оттенки лепестков.

Какая группа быстрее составит из отдельных лепестков цветик-семицветик, та первой будет выступать.

Красный

С. Аксаков. «Аленький цветочек».

Г.-Х. Андерсен. «Красные башмачки».

Ш. Перро. «Красная Шапочка».

Ю. Мориц. «Малиновая кошка».

Ю. Коваль. «Алый».

Белый

А. Куприн. «Белый пудель».

Братья Гримм. «Белая змея».

З. Александрова. «Белая черепаха».

Б. Житков. «Белый домик».

Ю. Коваль. «Белая лошадь».

Е. Пермяк. «Белая шубка».

Серый

Д. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка».

Б. Заходер. «Серая Звездочка».

И. Знедонис. «Серая сказка».

«Иван-царевич и Серый Волк».

Зеленый

Н. А. Некрасов. «Зеленый Шум».

П.