Follow @Pyccstudy |
Цели:
дать учащимся понятия устной и
письменной речи; развивать связную речь, память.
Оборудование:
учебник; русские народные сказки «Гуси-лебеди»,
«По щучьему велению».
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка
целей и задач
урока.
Слово
учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: что
такое
речь?
Варианты
ответов
детей.
–
Все, что
говорят люди – это речь. Она служит для
выражения мыслей и чувств.
Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они
передавали разговором увиденное и услышанное, так появились рассказы,
легенды,
сказания. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила
название устной
речи (то есть передаваемой из уст в уста).
–
Расскажите о
своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах и
т. д.
Рассказы
детей.
–
Любой рассказ,
выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения
вы будете учиться
правильной и грамотной устной речи.
В
азбуке, кроме
рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Ими записаны рассказы,
стихи,
сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.
Физкультминутка
III.
Актуализация опорных знаний.
?
Работа по учебнику: с. 7.
Вопрос:
–
Герои каких
сказок изображены на странице? («Гуси-лебеди»,
«По щучьему велению».)
?
Развитие
связной
речи
учащихся.
–
Вспомните
содержание народной сказки «Гуси-лебеди».
Краткий
пересказ
сказки учащимися.
?
Чтение
учителем русской народной сказки
«Гуси-лебеди».
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Жили
мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
–
Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на
работу,
береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе
платочек.
Отец
с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали:
посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу,
заигралась,
загулялась.
Налетели
гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась
девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась
туда-сюда – нету!
Она
его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет
от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала
она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди
и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее
братца: про
гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали,
маленьких детей
уносили.
Бросилась
девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит
печь.
–
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка
ей отвечает:
–
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
–
Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не
едятся...
Печка
ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
–
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
–
Поешь моего лесного яблочка – скажу.
–
У моего батюшки и садовые не едятся...
Яблоня
ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река
в кисельных берегах.
–
Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
–
Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
–
У моего батюшки и сливочки не едятся...
Долго
она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру,
делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит –
стоит избушка на курьей ножке,
об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В
избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит
братец, играет серебряными яблочками.
Девочка
вошла в избушку:
–
Здравствуй, бабушка!
–
Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
–
Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
–
Садись покуда кудель прясть.
Баба
Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг
из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
–
Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка
дала ей кашки, мышка ей сказала:
–
Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь
посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка
сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
–
Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка
взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошку и
спрашивает:
–
Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
–
Пряду, бабушка...
Баба
Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет
никого. Баба Яга закричала:
–
Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра
с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят
гуси-лебеди.
–
Речка, матушка, спрячь меня!
–
Поешь моего простого
киселька.
Девочка
поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным
бережком.
Гуси-лебеди
не увидали, пролетели мимо.
Девочка
с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят
навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...
–
Яблоня, матушка, спрячь меня!
–
Поешь моего лесного яблочка.
Девочка
поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями,
прикрыла листами.
Гуси-лебеди
не увидали, пролетели мимо.
Девочка
опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут
гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют,
того гляди,
братца из рук вырвут.
Добежала
девочка до печки:
–
Печка, матушка, спрячь меня!
–
Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка
скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь,
села в
устьице.
Гуси-лебеди
полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем
улетели к Бабе Яге.
Девочка
сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А
тут и отец с матерью пришли.
Физкультминутка
?
Развитие
связной
речи
учащихся.
–
Вспомните
содержание народной сказки «По щучьему велению».
Краткий
пересказ
сказки учащимися.
?
Чтение
учителем
русской народной сказки
«По щучьему
велению».
ПО
ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
Жил-был
старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок
Емеля.
Те
братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать
ничего не хочет.
Один
раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать
его:
–
Сходи, Емеля, за водой.
А
он им с печки:
–
Неохота...
–
Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не
привезут.
–
Ну ладно.
Слез
Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на
речку.
Прорубил
лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в
прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в
руку:
–
Вот уха будет сладка!
Вдруг
щука говорит ему человечьим голосом:
–
Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля
смеется:
–
На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю
невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука
взмолилась опять:
–
Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни
пожелаешь.
–
Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда
отпущу.
Щука
его спрашивает:
–
Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь?
–
Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...
Щука
ему говорит:
–
Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью.
Емеля
и говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
ступайте,
ведра, сами домой...
Только
сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в
прорубь, а сам пошел за ведрами.
Идут
ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади,
посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез
на
печь.
Прошло
много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:
–
Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
–
Неохота...
– Не
нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе
не привезут.
Емеле
неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку
говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
поди,
топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь
кладитесь...
Топор
выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а
дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много
ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:
–
Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А
он им с печки:
–
Да вы-то на что?
–
Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
–
Мне неохота...
–
Ну, не будет тебе подарков.