Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить учащихся с предложением,
со схематичной записью предложений; развивать связную речь учащихся,
память,
творческие способности.
Оборудование:
учебник; нарисованные персонажи сказки «Теремок».
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Актуализация опорных знаний.
Постановка
целей и задач
урока.
Вопросы:
–
Что такое
речь?
–
Какие виды
речи вы знаете?
Ответы
учащихся.
Учитель.
Сегодня мы
узнаем, из чего состоит наша речь. И научимся записывать ее при помощи
схем.
III.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Слово
учителя.
Наша речь состоит из предложений. В каждом
предложении выражена
определенная мысль. Например: Ученик рисует на доске домик.
Приведите
примеры своих предложений.
Варианты
ответов
детей.
–
Между
предложениями делается остановка (пауза).
Я
вам прочитаю рассказ,
а вы посчитайте, сколько в нем
предложений.
У
Алеши был еж. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алеша и не нашел
ежа.
Пропал ёжик.
(4
предложения.)
–
Каждое
предложение можно записать, обозначить схемой. Тогда легче определить,
сколько
названо предложений.
На
доске учитель изображает такую схему:
–
Начало предложения показано
черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец
предложения
обозначен точкой справа от полосы или линии.
Я
еще раз
прочитаю рассказ «Про ежа», и мы с вами попробуем
записать его при помощи схем.
Учитель
читает
рассказ, делая паузы между предложениями, выстраивая схемы
предложений:
Вывод:
в этом
рассказе 4 предложения.
IV.
Закрепление пройденного материала.
Выполнение
упражнения
по определению количества
предложений в тексте – на слух.
Дети
пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок.
Учитель
повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске
ученик
должен обозначить количество услышанных предложений. Для этого он
последовательно выставляет заранее заготовленные карточки со схемами.
Учащиеся
определяют, что в этом рассказе три предложения. Соответственно
выставлены три
карточки.
Одновременно
все
ученики выполняют аналогичную работу, вычерчивая в тетрадях схемы:
Физкультминутка
V.
Актуализация опорных знаний.
?
Работа по учебнику: с. 8.
Вопрос:
–
Герои какой
сказки изображены на странице? («Теремок».)
?
Чтение
учителем
сказки
«Теремок».
ТЕРЕМОК
Стоит
в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок,
остановилась и спрашивает:
–
Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто
не отзывается.
Вошла
мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала
к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
–
Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
–
Я, мышка-норушка! А ты кто?
–
А я лягушка-квакушка!
–
Иди ко мне жить!
Лягушка
прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит
мимо зайчик-побегайчик.
Остановился
и спрашивает:
–
Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
–
Я, мышка-норушка!
–
Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
–
А я зайчик-побегайчик.
–
Иди к нам жить!
Заяц
скок в теремок. Стали они втроём жить.
Идёт
лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
–
Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
–
Я, мышка-норушка!
–
Я, лягушка-квакушка.
–
Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
–
А я лисичка-сестричка.
–
Иди к нам жить!
Забралась
лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал
волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
–
Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
–
Я, мышка-норушка.
–
Я, лягушка-квакушка.
–
Я, зайчик-побегайчик.
–
Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
–
А я волчок – серый бочок.
–
Иди к нам жить!
Волк
и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот
они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг
идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал
песни, остановился и заревел во всю мочь:
–
Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
–
Я, мышка-норушка.
–
Я, лягушка-квакушка.
–
Я, зайчик-побегайчик.
–
Я, лисичка-сестричка.
–
Я, волчок – серый бочок. А ты кто?
–
А я медведь косолапый.
–
Иди к нам жить!
Медведь
и полез в теремок.
Лез-лез,
лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
–
Я лучше у вас на крыше буду жить.
–
Да ты нас раздавишь!
–
Нет, не раздавлю.
–
Ну так полезай.
Влез
медведь на крышу и только уселся – трах! – раздавил
теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него
выскочить:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка,
волчок
– серый бочок.
Все
целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить –
новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
?
Творческая
работа
учащихся.
Театрализация
сказки
«Теремок».
Физкультминутка
?
Работа по учебнику: с. 8.
Дети
называют
каждый предмет, изображенный в нижней части страницы, в отдельности, а
потом
общим словом – «инструменты».
Вопрос:
–
Какие еще
инструменты вы знаете?
VI.
Итог урока. Рефлексия.
–
Что нового
узнали на уроке?
–
Что особенно
понравилось? Почему?
–
Что вызвало
затруднение? Почему?
Спасибо
за урок.