twitter ВКонтакте facebook

деление слов на слоги

Цели: научить учащихся делить слова на слоги; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

 

Оборудование: учебник; рисунки с изображением  лисы, белки.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

  Беседа с учащимися по вопросам:

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

– Приведите примеры слов.

Варианты ответов детей.

– Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части.

– Чем мы займемся сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на части.)

– Эти части называются слоги.

 

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.

  Беседа с учащимися по вопросам:

– Кто изображен на рисунке? (Лиса.)

– Скажем хором слово лиса.

– Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же.

– Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.)

– Я покажу, что в этом слове две части.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

 

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

– Кто здесь изображен? (Белка.)

– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?

– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги.

 

К рисунку с изображением белки чертится на доске схема:

.

 

– Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов, состоящих из двух слогов.)

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

– Сколько слогов в словах:

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.

? Работа по учебнику: с. 11.

? Развитие связной речи учащихся.

Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».

Физкультминутка

Учитель. Послушайте, как изложил в стихах сказку «Колобок» писатель Л. Поляк.

? Чтение учителем сказки «Колобок».

КОЛОБОК

           Жил старик с своей старушкой

           В маленькой лесной избушке.

           Попросил однажды дед:

           – Испеки-ка на обед

           Колобок румяный, вкусный!

           Раньше ты пекла искусно.

           По сусеку помела

           Крылышком старушка.

           Горсти две муки нашла –

           Больше-то не нужно.

           Соль добавила, песок,

           Ложки две сметаны.

           Славный вышел Колобок,

           Пышный да румяный.

           – Погоди-ка, дед, чуток.

           Пусть остынет Колобок!

           Непоседе-Колобку

           Стыть бы на окошке.

           Но решил он: «Убегу!

           Разомнусь немножко!»

           Прыг с окошка – и в лесок.

           Вот ведь шалунишка!

           На тропинке Колобок

           Повстречал зайчишку.

           – Я полакомлюсь тобой!

           Я с утра не кушал.

           – Что ты?! Погоди, косой!

           Песенку послушай:

           Колобок я, непоседа,

           Испекли меня для деда,

           На сметанке я мешен,

           На окошке я стужен.

           Я ушел от стариков,

           Прыг с окна – и был таков!

           Велика зайчишке честь –

           Колобок румяный съесть!

           Прикатился по дороге

           Волку серому под ноги.

           Облизнулся серый волк –

           В колобках он знает толк...

           – Как ты кстати, Колобок!

           Я голодный очень.

           Съем-ка я тебя, дружок, –

           Буду сыт до ночи!

           – Что ты, что ты, серый волк?!

           Ты меня не кушай!

           Сядь-ка лучше на пенек,

           Песенку послушай:

           Колобок я, непоседа,

           Испекли меня для деда,

           На сметанке я мешен,

           На окошке я стужен.

           Я ушел от стариков,

           Прыг с окна – и был таков!

           Обманул зайчишку славно,

           От тебя уйду подавно!

           Вдруг навстречу сам Потапыч.

           Зарычал он, поднял лапу.

           – Подойди-ка, Колобок!

           Я перекушу чуток!

           – Что ты, что ты, косолапый?!

           Опусти свою ты лапу...

           Лучше песенку мою

           Ты послушай, я спою:

           Колобок я, непоседа,

           Испекли меня для деда,

           На сметанке я мешен,

           На окошке я стужен.

           Я ушел от стариков,

           Прыг с окна – и был таков!

           Убежал от зайца я

           И от злого волка.

           И, Топтыгин, от тебя

           Мне уйти недолго!

           Покатился кувырком

           Через чащу прямиком...

           Долго ль, коротко ль катился –

           На опушке очутился.

           Как беде тут не случиться,

           Коли хитрая лисица

           На опушке той сидела,

           Рыжий хвост на солнце грела.

           – Как пригож ты, Колобок!

           Как румян да весел!