Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать навык правильно ставить в
словах ударение; развивать речь учащихся.
Оборудование:
учебник.
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
–
Из чего
состоит наша речь?
–
Из чего
состоят предложения?
?
Работа по учебнику: с. 12.
1)
Составление
рассказа по сюжетному рисунку.
Вопросы:
–
Куда приехали
дети?
–
Что они там
делают?
–
Кто с ними
был?
–
Кто их
встретил? Как?
2)
Составление
предложений по схемам:
–
Составьте
предложение из трех слов о мальчике. (Мальчик несет машину.)
–
О девочке.
(Девочка несет куклу.)
–
О папе. (Папа
открыл багажник.)
Составленные
предложения соотносятся со схемами и анализируются учащимися по вопросам:
–
Сколько слов в
этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?
Физкультминутка
III.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка
целей и задач
урока.
• Работа с учащимися.
Учитель
(показывает
рисунок мальчика). К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему
имя.
Выбирается
одно
из предложенных детьми имен, например Вася; с этим
словом проводится
работа.
–
Скажите это слово
хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с
одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть
каждый его
слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса,
более протяжно.)
–
Какой же это
слог? (Первый: Ва.)
–
Правильно,
этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным
произношением.
Этот слог ударный.
–
Посмотрите на схему
этого слова:
Сколько
в ней выделено частей?
(Две.)
–
Над какой из
них сверху косая черточка? (Над первой.)
–
Какая из
частей этого слова – первая или вторая –
произносится с большей силой голоса,
протяжно? (Первая.)
–
Значит, на
первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что
ударным
является первый слог.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
IV.
Формирование практических умений.
?
Работа по учебнику: с. 11.
Вопросы:
–
Назовите, кто
нарисован в нижней части страницы?
–
На какие две
группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)
–
Назовите
только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)
–
Назовите
зверей. (Белка, волк, лиса.)
Учащиеся
устанавливают слоговой состав слов, ставят ударение.
Учитель.
При
определении ударения в словах следует воспользоваться приемом
попеременного
перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к
верно
произнесенному слову, чтобы нейтрализовать неверное звучание слова,
например:
–
Лиса.
Произнесите с ударением на первом слоге. (Лúса.)
–
Так говорят? (Нет.)
–
Как сказать
правильно? (Лисá.)
Вывод:
в слове бывает
только одно ударение независимо от того, сколько в нем слогов; очень
важно
правильно и быстро определять ударение в словах; если ударение
поставить неверно,
то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.
Физкультминутка
?
Работа по учебнику: с. 12.
Соотнесение
слов
и схем.
По
предметным
рисункам дети произносят четыре слова (машина, газета,
кубики, картина)
и соотносят их с двумя схемами, особое внимание обращая не только на
слоговой
состав, но и на место ударения.
V.
Итог урока. Рефлексия.
–
Что нового
узнали на уроке?
–
Что особенно
понравилось? Почему?
–
Что вызвало
затруднение? Почему?
Спасибо
за урок.