twitter ВКонтакте facebook

Легенды и мифы древней греции. персей

Цели: формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; познакомить детей с мифом о Персее; формировать навык осознанного и правильного чтения, умения отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание и память.

Оборудование: фотографии скульптур греческих богов и героев; книга Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

– Мы приступаем к изучению древних литературных жанров – легенды и мифа. Попробуем увидеть связь мифов и сказок; познакомимся с древними греческими авторами.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию.

В переводе с древнегреческого языка слово миф обозначает сказание, предание.

Зародились мифы в глубокой древности, в них отразились представления древних людей о добре и зле, смелости и трусости, справедливости и коварстве, попытки объяснить природные явления и явления действительности. Мифы слагали целые поколения людей. Под словом «мифы» чаще всего подразумеваются предания древних греков и римлян. Так же как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись, поэтому существуют различные их версии, разные пересказы. Но все они наполнены вековой мудростью и красотой.

Люди верили, что всё, о чём рассказывают мифы, происходило на самом деле.

Миф – устное повествование. Записывать мифы стали через тысячелетия после их возникновения.

Греческие мифы повествуют и о героях. Герои – не люди. Они полубоги, дети богов и смертных. Герои выполняют то, что не под силу простым людям: очищают землю от чудовищ, устанавливают порядок и справедливость.

Я рекомендую вам прочитать самый известный сборник мифов: «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Альбертовича Куна.

2. Актуализация знаний.

– Какие герои или боги из древнегреческих мифов вам уже знакомы (по мультфильмам, фильмам, прочитанным книгам)?

3. Чтение мифа «Персей» в учебнике на с. 31–38.

Дети читают по цепочке (по абзацу).

Словарная работа проводится по ходу чтения.

4. Беседа по содержанию.

1) Что вы можете сказать об отношении древних людей к слову? (Акризий настолько верит предсказателю-оракулу, что родную дочь держит в подземной темнице.)

2) Как вы объясните, что палаты, где держали Данаю, медно-каменные? (Связь этих палат с волшебным миром.)

3) Найдите приметы чудесного рождения Персея. Зачитайте. (Персей – сын бога Зевса, который проник в подземные палаты волшебным способом, в виде золотого дождя.)

4) Какой мотив вам уже встречался в сказке А. С. Пушкина? Как она называется? (Мотив заключения царицы с сыном в ящик (у Пушкина – в бочку) и утопления в море. Это «Сказка о царе Салтане…».)

5) Как вы думаете, кто у кого позаимствовал сюжет?

6) О чём говорит количество горгон, их внешний вид и место их обитания? (Горгон три: это число волшебного мира. Крылатость – принадлежность Верхнему миру, змеевласость – Нижнему миру. Место обитания – «на самом крайнем западе, в области ночи и смерти».)

7) Перечислите те «миры», которые Персей должен был пройти, чтобы попасть к горгонам. Сколько их? (Мир горгон по счёту третий: перед тем  как к ним попасть, Персей должен был побывать у сестёр горгон, которых звали грайи, а потом у нимф.)

8) Можно ли победить Медузу без волшебных помощников? (Конечно, нельзя. Чтобы победить Медузу, Персею понадобилась целая коллекция волшебных предметов: и крылатые сандалии, и щит, и меч, и шапка-невидимка, и чудесный мешок.)

9) Кто и как помогает Персею? (Персею помогают не только нимфы, но и Гермес, а также его божественная сестра, дочь Зевса, Афина.)

10) Как вы объясните тот факт, что грайи могут по очереди пользоваться одним глазом и одним зубом? (Объяснение есть в самом учебнике: его даёт консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов» на с. 149.)

11) Что можете сказать о царстве Атланта: чем оно примечательно? (Исполин Атлант жил на крайнем западе, то есть в волшебном мире. В саду у Атланта росло волшебное дерево с золотыми ветвями, листьями и плодами – ещё одно доказательство принадлежности царя Атланта чужому миру.)

12) Какое другое греческое божество напомнил вам Атлант, после того  как стал частью Природы? (Он стал напоминать Пана.)

– Вы видите, что в сюжете про божественного Атланта герой утратил человеческий облик и превратился в скалу, держащую небесный свод. В Древней Греции люди поклонялись Атланту в течение многих веков. Как вы думаете, какова была последовательность: Атланту сначала поклонялись в образе человека, а потом – в образе природного явления или наоборот? (Ответ дан в учебнике консультантом Кентавром Хироном в разделе «Совет консультантов».)

IV. Итог урока.

– Что такое миф?

– Какое сходство со сказкой вы подметили в прочитанном мифе?

Домашнее задание.

Проиллюстрировать любой эпизод; составить план текста «Персей» в тетради.