Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать
общее представление о мифе как способе жизни
древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы;
познакомить
детей с мифом о Персее; формировать навык осознанного и правильного
чтения,
умения отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание и память.
Оборудование:
фотографии
скульптур греческих богов и
героев; книга Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней
Греции».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Введение в тему урока.
–
Мы приступаем к изучению древних
литературных жанров – легенды и мифа. Попробуем увидеть связь
мифов и сказок;
познакомимся с древними греческими авторами.
III.
Изучение нового материала.
1.
Вступительное слово
учителя. Подготовка к восприятию.
В
переводе с древнегреческого языка
слово миф обозначает сказание, предание.
Зародились
мифы в глубокой древности, в
них отразились представления древних людей о добре и зле, смелости и
трусости,
справедливости и коварстве, попытки объяснить природные явления и
явления
действительности. Мифы слагали целые поколения людей. Под словом
«мифы» чаще
всего подразумеваются предания древних греков и римлян. Так же как и
русские
сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись, поэтому
существуют
различные их версии, разные пересказы. Но все они наполнены вековой
мудростью и
красотой.
Люди
верили, что всё, о чём рассказывают
мифы, происходило на самом деле.
Миф
– устное повествование. Записывать мифы стали через
тысячелетия после их возникновения.
Греческие
мифы повествуют и о героях.
Герои – не люди. Они полубоги, дети богов и смертных. Герои
выполняют то, что
не под силу простым людям: очищают землю от чудовищ, устанавливают
порядок и
справедливость.
Я
рекомендую вам прочитать самый
известный сборник мифов: «Легенды и мифы Древней
Греции» Николая Альбертовича
Куна.
2.
Актуализация
знаний.
–
Какие герои или боги из древнегреческих
мифов вам уже знакомы (по мультфильмам, фильмам, прочитанным книгам)?
3.
Чтение
мифа
«Персей» в учебнике на с.
31–38.
Дети
читают по цепочке (по абзацу).
Словарная
работа проводится по ходу
чтения.
4.
Беседа
по содержанию.
1)
Что вы можете сказать об отношении
древних людей к слову? (Акризий настолько верит
предсказателю-оракулу, что
родную дочь держит в подземной темнице.)
2)
Как вы объясните, что палаты, где
держали Данаю, медно-каменные? (Связь этих палат с волшебным
миром.)
3)
Найдите приметы чудесного рождения
Персея. Зачитайте. (Персей – сын бога Зевса, который
проник в подземные
палаты волшебным способом, в виде золотого дождя.)
4)
Какой мотив вам уже встречался в
сказке А. С. Пушкина? Как она называется? (Мотив заключения
царицы с сыном в
ящик (у Пушкина – в бочку) и утопления в море. Это
«Сказка о царе Салтане…».)
5)
Как вы думаете, кто у кого
позаимствовал сюжет?
6)
О чём говорит количество горгон, их
внешний вид и место их обитания? (Горгон три: это число
волшебного мира.
Крылатость – принадлежность Верхнему миру, змеевласость
– Нижнему миру. Место
обитания – «на самом крайнем западе, в области ночи
и смерти».)
7)
Перечислите те «миры», которые
Персей должен был пройти, чтобы попасть к горгонам. Сколько их? (Мир
горгон
по счёту третий: перед тем как
к ним
попасть, Персей должен был побывать у сестёр горгон, которых звали
грайи, а
потом у нимф.)
8)
Можно ли победить Медузу без
волшебных помощников? (Конечно, нельзя. Чтобы победить Медузу,
Персею
понадобилась целая коллекция волшебных предметов: и крылатые сандалии,
и щит, и
меч, и шапка-невидимка, и чудесный мешок.)
9)
Кто и как помогает Персею? (Персею
помогают не только нимфы, но и Гермес, а также его божественная сестра,
дочь
Зевса, Афина.)
10)
Как вы объясните тот факт, что
грайи могут по очереди пользоваться одним глазом и одним зубом? (Объяснение
есть в самом учебнике: его даёт консультант Баба Яга в разделе
«Совет
консультантов» на с. 149.)
11)
Что можете сказать о царстве
Атланта: чем оно примечательно? (Исполин Атлант жил на крайнем
западе, то
есть в волшебном мире. В саду у Атланта росло волшебное дерево с
золотыми
ветвями, листьями и плодами – ещё одно доказательство
принадлежности царя
Атланта чужому миру.)
12)
Какое другое греческое божество
напомнил вам Атлант, после того как
стал
частью Природы? (Он стал напоминать Пана.)
–
Вы видите, что в сюжете про
божественного Атланта герой утратил человеческий облик и превратился в
скалу,
держащую небесный свод. В Древней Греции люди поклонялись Атланту в
течение
многих веков. Как вы думаете, какова была последовательность: Атланту
сначала
поклонялись в образе человека, а потом – в образе природного
явления или
наоборот? (Ответ дан в учебнике консультантом Кентавром
Хироном в разделе
«Совет консультантов».)
IV.
Итог урока.
–
Что такое миф?
–
Какое сходство со сказкой вы
подметили в прочитанном мифе?
Домашнее
задание.
Проиллюстрировать
любой эпизод;
составить план текста «Персей» в тетради.