Follow @Pyccstudy |
Цели:
дать учащимся представление о гласных
и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным;
развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение;
развивать
речь учащихся.
Оборудование:
учебник; картинка с изображением аиста.
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Актуализация опорных знаний.
Вопрос:
–
Из чего
состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
?
Развитие
связной
речи
учащихся.
?
Работа по учебнику: с. 16–17.
Вопросы:
–
Что вы видите
на картинке?
–
Что делают
дети?
–
Что делают
взрослые?
–
Каких животных
видите? Что они делают?
– Какое
время суток изображено на картинке? Почему так думаете?
Физкультминутка
III.
Формирование новых знаний, умений и навыков.
На
доску учитель
вывешивает рисунок с изображением аиста.
1.
Звуко-буквенный анализ
слова аист.
•
Беседа
с учащимися по вопросам:
–
Давайте
произнесем слово аист хором.
–
Запишем схему
этого слова:
–
Сколько слогов
в этом слове? (Два.)
–
Произнесите
первый слог. Сколько звуков вы слышите?
Учащиеся
протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод, что он
состоит из одного звука.
–
Произнесите
второй слог. (-ист.)
–
Сколько в нем
звуков? (Три.)
–
Произнесем
этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)
–
Какой первый
звук? (иии.)
–
Какой второй? (ссс.)
–
Какой третий?
(т.)
–
Сколько же
всего звуков в слове? (Четыре.)
–
Сколько в
первом слоге? (Один.)
–
Сколько во
втором? (Три.)
Слово
учителя. Каждый
звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева
направо.
Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
–
Какой слог
ударный? (Первый.)
2.
Представление
о гласных и согласных звуках.
Учитель.
Произнесите
слово аист.
–
Как вы
думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?
Варианты
ответов
детей.
–
При произнесении
звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при
произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно
сомкнуты. Те
звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются
гласными.
Те
звуки,
которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.
Постановка
целей и задач
урока.
?
Работа со
схемами.
Слово
учителя. Для
того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным
цветом.
На
наборном
полотне выставляются два красных квадратика – обозначение
гласных звуков [a] и
[и] – и добавляются к ним два белых квадратика –
обозначение согласных звуков
[с] и [т].
Физкультминутка
3.
Введение
понятия о слиянии согласного звука с гласным.
Вопросы
по картинке: с. 16–17.
–
Какое дерево
склонилось над прудом? (Ива.)
–
Произнесите
первый звук. ([и].)
–
Что можете о
нем сказать? (Он гласный.)
–
Посчитайте,
сколько слогов в слове ива? (Два.)
–
Произнесите
второй слог. (-ва.)
–
Сколько звуков
вы слышите в этом слоге? (Два.)
–
Какой гласный?
(Звук [a].)
Слово
учителя. В
слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они
слились вместе и
поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших)
остановок,
неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным
мы
будем не двумя клеточками, а так:
При
таком
изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог
начинается согласным
звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему
согласный
вместе с гласным будем называть слиянием.
Примечание.
Аналогичная работа проводится со словом осы.
Физкультминутка
IV.
Закрепление пройденного материала.
?
Работа по учебнику: с. 16.
1)
Анализ
слова куры.
Вопросы и задания:
–
Кто это? (Куры.)
–
Сколько слогов
в слове куры? (Два.)
–
Произнесем
каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите
их.
–
Произнесите
первый слог. (Ку-.)
–
Что можете о
нем сказать? (Два звука, которые образовали слияние согласного
с гласным.)
–
Произнесите
второй слог. (-ры.)
–
Что можете
сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние
согласного с гласным.)
–
Составим схему
данного слова:
–
Поставьте
ударение. (Ударение падает на первый слог.)
–
Произнесите
слово целиком с ударением на первом слоге.
2)
Аналогичная
работа проводится со словом гуси.
Вопрос:
–
Почему у слов куры
и гуси одинаковые схемы? (Оба слова
состоят из двух слогов-слияний,
ударение падает на первый слог.)
3)
Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на
схему).
Вопрос
и задание:
–
Сравните схему
этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие.
(Сходство:
все слоги – слияния; ударение
падает на первый слог. Различие:
в
словах куры и гуси два слога,
а в слове голуби – три.)
V.
Итог урока. Рефлексия.
–
Что нового
узнали на уроке?
–
Что особенно
понравилось? Почему?
–
Что вызвало
затруднение? Почему?
Спасибо
за урок.