twitter ВКонтакте facebook

Гласный звук [a], БУКВА Аа

Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [a], буквой Аа; развивать речь, логическое мышление.

 

Оборудование: учебник; картинка с изображением астры.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

1. Выделение звука [a].

Учитель показывает картинку с изображением астры.

Вопрос и задание:

– Как называется этот цветок? (Астра.)

– Составьте схему этого слова:

Проводится слого-звуковой анализ слова астра.

Вопросы:

– Каким звуком начинается первый слог? ([a].)

– Давайте произнесем его все вместе.

– Какой это звук – гласный или согласный? (Гласный.)

– Почему? (При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград.)

Слово учителя. Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой Аа.

Учитель показывает карточку с изображением буквы  Аа.

         Вот два столба наискосок,

         А между ними – поясок.

         Ты эту букву знаешь? А?

         Перед тобою буква А.

– На что похожа буква Аа?

Варианты ответов детей.

2. Выкладывание буквы Аа из подручного материала: палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д. Можно использовать пластилин.

Работа выполняется под музыку.

3. Печатание буквы Аа учащимися в тетрадях.

Физкультминутка

III. Формирование практических навыков.

1. Отгадывание загадок.

(Особенность: отгадка начинается с буквы А.)

         Он большой, как мяч футбольный,

         Если спелый – все довольны,

         Так приятен он на вкус,

         И зовут его … (арбуз).

 

         Чтоб тебя я повез,

         Мне не нужен овес.

         Накорми меня бензином,

         На копытца дай резины,

         И тогда, поднявши пыль,

         Побежит … (автомобиль).

 

         Посмотрите, дом стоит,

         До краев водой налит,

         Без окошек, но не мрачный,

         С четырех сторон прозрачный.

         В этом домике жильцы –

         Все умелые пловцы.

(Аквариум.)

2. Веселые стихи.

         Букву А

         За первой партой

         Посадили перед картой,

         А на карте вся земля –

         Реки, горы и поля.

         И спросили, кем она

         Стать мечтает, буква А?

 

         – Я хочу быть агрономом,

         Я смогу и астрономом,

         Архитектором, артистом

         И еще … аквалангистом!..

         А какие вы слова

         Знаете на букву А?

Варианты ответов детей.

3. Распознавание звука [a].

Учитель называет ряд слов, в которых имеется или отсутствует изучаемый звук, а дети хлопками сигнализируют о его наличии в слове.

(Тюльпан, василек, флоксы, кактус, фикус, астра.) Указывается место звука в слове (в начале, середине или в конце).

Физкультминутка

? Работа по учебнику: с. 24–25.

4. Составление рассказа по картинке.

Вопросы и задание:

– Героев какой сказки вы видите? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

– Что делает Мальвина? (Мальвина учит Буратино.)

– Какую букву показывает Буратино пудель Артемон? (Букву А.)

– Какая птица нарисована рядом с Мальвиной? (Аист.)

– Составьте схему предложения:

Буратино учится читать.

– Какое слово первое? второе? третье?

Физкультминутка

? Чтение стихотворения на с. 25.

? Чтение пословиц на с. 24.

Учитель выясняет, понимают ли учащиеся их смысл.

 

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Какой букве был посвящен урок?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.