twitter ВКонтакте facebook

Гласный звук [a], БУКВА Аа (закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о гласном звуке [a], букве Аа; развивать речь, логическое мышление, память.

 

Оборудование: учебник; корректурная проба.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

Вопросы:

– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

– Какие звуки называют гласными? (Звуки, которые тянутся.)

– С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом уроке? (С гласным звуком [a].)

– Какой буквой обозначается звук [a]? (Буквой Аа.)

Учащиеся показывают карточку с изображением буквы  Аа.

1. Знакомство с «лентой букв» (с. 27).

Слово учителя. В клеточках «ленты» будут располагаться буквы, изучаемые на уроках. Так как буква Аа гласная, мы поместим ее в клеточку красного цвета.

2. Работа учащихся с корректурной пробой (см. Приложение).

Задание: найти и обвести в кружок встретившиеся буквы А.

Работа выполняется в течение 4 минут под музыку.

Физкультминутка

3. Отгадывание загадки.

         Всех на свете он добрей,

         Лечит он больных зверей,

         И однажды бегемота

         Вытащил он из болота.

         Он известен, знаменит,

         Это доктор… (Айболит).

? Работа по учебнику: с. 26.

Вопросы:

– Зачем пришли к Айболиту звери? (Лечиться.)

– Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

– Что случилось у Алёнушки? (Братец Иванушка не послушался, напился водицы и превратился в козленочка.)

– Что делает Аленушка? (Аленушка плачет: « А-а-а.»)

– Как девочка укладывает куклу? (Напевает: «А-аа-ааа..)

– Как одним словом назвать растения, изображенные в нижней части страницы? (Цветы.)

– В названии каких цветов встречается звук [a]? (Мак, роза, ландыш.)

– В названии какого цветка звук [a] отсутствует? (Ирис.)

Физкультминутка

? Работа по учебнику: с. 27.

Вопросы:

– Иллюстрации к какой русской народной сказке изображены на с. 27? («Лиса и волк».)

– О чем эта сказка?

? Чтение русской народной сказки «Лиса и волк» учителем.

 

Лиса и волк

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

– Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.

Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел, а лисичка не воро?хнется, лежит, как мертвая.

– Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.

Взял дед лису и положил на воз, а сам пошел впереди.

А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке.

Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла.

Дед приехал домой и зовет бабу:

– Ну, старуха, знатный воротник привез тебе на шубу!

Подошла баба к возу: нет на возу ни воротника, ни рыбы. И начала она старика ругать:

– Ах ты, старый хрен, такой-сякой, еще вздумал меня обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да что ты будешь делать!

А лисица тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучку, села и ест.

Приходит к ней волк:

– Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

– Я ем – свой, а ты подальше стой.

– Дай мне рыбки.

– Налови сам, да и ешь.

– Да я не умею.

– Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала? и велика?, ловись, рыбка, и мала? и велика?!» Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь.

Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:

       – Ловись, рыбка, и мала? и велика?,

       Ловись, рыбка, и мала? и велика!

А лисица ходит около волка и приговаривает:

       – Ясни, ясни на небе звезды,

       Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Волк спрашивает лису:

– Что ты, кума, все говоришь?

– А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.

А сама опять:

       – Ясни, ясни на небе звезды,

       Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Сидел волк целую ночь у проруби. Хвост у него и приморозило. Под утро хотел подняться – не тут-то было. Он и думает: «Эка, сколько рыбы привалило – и не вытащить!»

В это время идет баба с ведрами за водой. Увидела волка и закричала:

– Волк, волк! Бейте его!

Волк – туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила ведра и давай его бить коромыслом. Била, била, волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутек.

«Хорошо же, – думает, – ужо я отплачу тебе, кума!»

А лисичка забралась в избу, где жила эта баба, наелась из квашни теста, голову себе тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала и лежит – стонет.

Волк ей навстречу:

– Так вот как ты учишь, кума, рыбу ловить! Смотри, меня всего исколотили…

Лиса ему говорит:

– Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил, насилу плетусь.

– И то правда, – говорит ей волк. – Где тебе, кума, идти, садись на меня, я тебя довезу.

Села лисица волку на спину. Он ее и повез.

Вот лисица едет на волке и потихоньку поет:

           – Битый небитого везет,

           Битый небитого везет!

– Ты чего, кума, все говоришь?..

– Я, куманек, твою боль заговариваю.

И сама опять:

           – Битый небитого везет,

           Битый небитого везет!

III. Итог урока. Рефлексия.

– Какие знания, умения и навыки помогли на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.