Follow @Pyccstudy |
Цели:
учить анализировать и сравнивать на
материале мифа о Персее; развивать навыки выразительного чтения;
воспитывать
интерес к самостоятельному чтению.
Оборудование:
фотография
скульптуры «Персей».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1.
Выставка
иллюстраций.
2.
Проверка
наличия планов текста «Персей» в тетрадях учащихся.
III.
Введение в тему урока.
–
Начнём работу со слов из стихотворения Н. Гумилева
«Скульптура Кановы».
Читает
учитель.
Его
издавна любят музы.
Он
юный, светлый, он герой.
Он
поднял голову Медузы
Стальной,
стремительной рукой.
И
не увидит он, конечно,
Он,
в чьей душе всегда гроза,
Как
хороши, как человечны
Когда-то
страшные глаза,
Черты
измученного болью,
Теперь
прекрасного лица…
Мальчишескому
своеволью
Нет ни
преграды, ни конца.
–
Поделитесь
своими мыслями.
IV.
Работа по теме урока.
–
Мы продолжаем
читать текст «Персей» и работать по его содержанию.
–
Найдите и
зачитайте строчки, из которых видно, что борьба Персея с чудовищем
– это борьба
Верхнего мира с Нижним.
–
Какие древние
представления нашли выражение в этом сюжете? (Имеется в виду
весь сюжет
освобождения Персеем Андромеды.)
–
Герой
освобождает прекрасную деву от дракона. Вам уже встречался где-нибудь
подобный
сюжет (в сказках или в сказаниях, посвящённых другим мифологическим
героям)? (В
русских волшебных сказках герой освобождает свою будущую невесту от
Змея
Горыныча, сразившись с ним. Воин Георгий освобождает царевну Елисаву от
змея.)
–
Предлагаю вам
сходить в «Картинную галерею» и посмотреть русскую
икону «Святой Георгий,
поражающий змея». Согласно легенде, храбрый воин Георгий
освободил от страшного
змея-людоеда царевну Елисаву (Зал 1).
–
Почему так
похожи сюжеты про Персея и Андромеду и Георгия и Елисаву? (Во-первых,
у
многих древних народов существовал обычай бросать в море прекрасную
девушку,
чтобы утихомирить бушующую стихию: шторм в море воспринимался как
ярость
змея-хозяина, который требует себе невесту. Во-вторых, у многих народов
представления о змее как о прародителе сменились в ходе эволюции
другими
представлениями – о змее как о враге, которого необходимо
победить: причём
победить его может только настоящий герой в борьбе за невесту.)
–
Сбылось ли
предсказание оракула, данное Акризию? О какой черте древнего сознания
это
говорит? (Безусловно, сбылось, что свидетельствует о древней
вере в силу
слова.)
–
Какие сюжеты
(сюжетные линии) вам показались наиболее интересными? (Путешествие
к
горгонам и отсечение головы Медузе Горгоне; пребывание в царстве
Атланта;
освобождение Андромеды от чудовища.)
–
Какие знания о
мифе вам пригодились при чтении текста? (Знания о вере в силу
слова, о том,
какие числа являются волшебными, что часть является такой же важной,
как и всё
целое, что древний человек придавал особое значение имени и т. д.)
–
А чтение
сказок? (Роль волшебных помощников, без которых герой не может
решить
трудную задачу или победить представителей волшебного мира.)
–
А походы в
«Картинную галерею»? (Образы
фантастических животных – Зал 1
«Мантикора»,
«Дерево Перидексистное», «Гидра».)
V.
Итог урока.
–
Люди всегда
пытались объяснить различные явления действительности. Это отразилось в
устном
народном творчестве разных стран. У русского и немецкого народа есть
сказки, у
греческого народа – мифы.
–
Когда будете
читать в «Хрестоматии» про Геракла, не забывайте о
Персее: у всех героев есть
что-то общее.