twitter ВКонтакте facebook

Легенды и мифы древней греции. персей

Цели: учить анализировать и сравнивать на материале мифа о Персее; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к самостоятельному чтению.

Оборудование: фотография скульптуры «Персей».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка иллюстраций.

2. Проверка наличия планов текста «Персей» в тетрадях учащихся.

III. Введение в тему урока.

– Начнём работу со слов из стихотворения Н. Гумилева «Скульптура Кановы».

Читает учитель.

              Его издавна любят музы.

              Он юный, светлый, он герой.

              Он поднял голову Медузы

              Стальной, стремительной рукой.

              И не увидит он, конечно,

              Он, в чьей душе всегда гроза,

              Как хороши, как человечны

              Когда-то страшные глаза,

              Черты измученного болью,

              Теперь прекрасного лица…

              Мальчишескому своеволью

              Нет ни преграды, ни конца.

– Поделитесь своими мыслями.

IV. Работа по теме урока.

– Мы продолжаем читать текст «Персей» и работать по его содержанию.

– Найдите и зачитайте строчки, из которых видно, что борьба Персея с чудовищем – это борьба Верхнего мира с Нижним.

– Какие древние представления нашли выражение в этом сюжете? (Имеется в виду весь сюжет освобождения Персеем Андромеды.)

– Герой освобождает прекрасную деву от дракона. Вам уже встречался где-нибудь подобный сюжет (в сказках или в сказаниях, посвящённых другим мифологическим героям)? (В русских волшебных сказках герой освобождает свою будущую невесту от Змея Горыныча, сразившись с ним. Воин Георгий освобождает царевну Елисаву от змея.)

– Предлагаю вам сходить в «Картинную галерею» и посмотреть русскую икону «Святой Георгий, поражающий змея». Согласно легенде, храбрый воин Георгий освободил от страшного змея-людоеда царевну Елисаву (Зал 1).

– Почему так похожи сюжеты про Персея и Андромеду и Георгия и Елисаву? (Во-первых, у многих древних народов существовал обычай бросать в море прекрасную девушку, чтобы утихомирить бушующую стихию: шторм в море воспринимался как ярость змея-хозяина, который требует себе невесту. Во-вторых, у многих народов представления о змее как о прародителе сменились в ходе эволюции другими представлениями – о змее как о враге, которого необходимо победить: причём победить его может только настоящий герой в борьбе за невесту.)

– Сбылось ли предсказание оракула, данное Акризию? О какой черте древнего сознания это говорит? (Безусловно, сбылось, что свидетельствует о древней вере в силу слова.)

– Какие сюжеты (сюжетные линии) вам показались наиболее интересными? (Путешествие к горгонам и отсечение головы Медузе Горгоне; пребывание в царстве Атланта; освобождение Андромеды от чудовища.)

– Какие знания о мифе вам пригодились при чтении текста? (Знания о вере в силу слова, о том, какие числа являются волшебными, что часть является такой же важной, как и всё целое, что древний человек придавал особое значение имени и т. д.)

– А чтение сказок? (Роль волшебных помощников, без которых герой не может решить трудную задачу или победить представителей волшебного мира.)

– А походы в «Картинную галерею»? (Образы фантастических животных – Зал 1 «Мантикора», «Дерево Перидексистное», «Гидра».)

V. Итог урока.

– Люди всегда пытались объяснить различные явления действительности. Это отразилось в устном народном творчестве разных стран. У русского и немецкого народа есть сказки, у греческого народа – мифы.

– Когда будете читать в «Хрестоматии» про Геракла, не забывайте о Персее: у всех героев есть что-то общее.