Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить со звуками [н],
[н′],
буквой н н;
развивать речь, логическое мышление.
Оборудование:
учебник, картинки с изображением
барабана, шахматной фигуры – коня; магнитная доска, кораблик
с буквой н,
карточки с гласными буквами а, у, и, о, ы.
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка
целей и
задач
урока.
Фонетическая
зарядка.
–
Как погоняют
лошадь? (Но! Но! Но!)
1.
Выделение твердого и мягкого
согласных звуков [н]
и [н′].
а)
На доске –
картинка с изображением барабана.
Рассматривается
слого-звуковой анализ слова барабан. Дети протяжно
произносят все слово,
выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н]. Определяется,
что это согласный звук,
так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.
б)
На доске –
картинка с изображением шахматной фигуры – коня.
Дети
протяжно
произносят слово. Выделяют звук [н′]. Затем
попеременно произносятся оба
слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [н] и [н′], сравниваются.
Выясняется, что в
слове барабан звук [н] –
твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь
звук [н′]
– мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).
?
Проводится
игра «Твердый – мягкий».
Дети
поднимают
синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую
карточку – если слышат мягкий звук [н′].
Слова:
сон,
лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.
Учитель
сообщает, что звуки [н]
и [н′]
на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н
(эн).
На
доске
вывешивается карточка с изображением буквы Н н.
Физкультминутка
2.
На что похожа буква Н?
Н
– натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко,
Приходите к нам во двор –
Поиграем
в волейбол.
Учитель
предлагает детям представить, на что похожа буква н.
(Ответы детей.)
3.
Печатание буквы Н н в тетрадях.
4.
Обучение
чтению слияний согласного с гласным в слогах.
Рассматриваются
слоги на с. 45. Выясняется, что первая буква во всех слогах н.
она
может обозначать или твердый
согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в
каких
случаях звук будет твердым, в каких мягким? Для этого необходимо
внимательно
посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а,
о, ы, у в
данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость
согласного звука, стоящего перед ними. Выясняется, что слоги на,
но, ны, ну
надо произносить твердо.
В
отличие от
ранее рассмотренных гласных букв, гласная и
указывает на мягкость
предшествующего согласного звука, поэтому слог ни
надо произносить
мягко.
Дети
хором
читают слоги на с. 45.
?
Проводится
игра «Капитаны».
На
магнитной
доске расположены гласные буквы а, у, и, о, ы.
Ученик
получает
кораблик с изображенной на нем буквой н.
Отправляясь
в
плавание, капитан (поочередно два-три ученика) ведет корабль по морю и
останавливается то около одной, то около другой пристани. При этом он
дает
гудок, соответствующий слогу: нннаа, нннууу, нннии
и т. д. Если капитан
неверно прочтет слог, ученики сигнализируют красным цветом светофора
(показывают красные кружочки), если правильно – зеленым
(зеленые кружочки).
Физкультминутка
5.
Работа над выразительностью речи
учащихся.
Дети
читают
название стихотворения И. Никитина «Русь». Учитель
выясняет, как ученики
понимают это слово. (Ответы детей.)
Учитель
объясняет,
что Русью в давние времена называлось государство, в котором жили
славянские
народы.
?
Чтение
учащимися стихотворения на с. 45.
?
Чтение
пословиц на с. 44.
Объяснение
смысла пословиц.
6.
Чтение учителем русской народной
сказки «Никита Кожемяка».
III.
Итог урока. Рефлексия.
–
Что нового
узнали на уроке?
–
Что особенно
понравилось?
–
Какие были
затруднения? Почему?