twitter ВКонтакте facebook

Звуки [с],[с'], БУКВА Сс

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [с], [с?], буквой С с; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, рисунки с изображением леса, лося; магнитная доска, слоговые карточки.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как воздух выходит из шарика? (С – с – с.)
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с?].
а) На доске – картинка с изображением леса.
Рассматривается слого-звуковой анализ слова лес. Дети протяжно произносят  слово,  выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [с]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум, подобный свисту.
б) На доске – картинка с изображением лося.
Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [с?]. Затем попеременно произносят оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [с] и [с?], сравниваются.
Выясняется, что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с?] – мягкий.
Проводится игра «Твердый – мягкий».
Твердый – показывается синяя карточка.
Мягкий – показывается зеленая карточка.
Слова: сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина.
Учитель сообщает, что звуки [с] и [с?] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс).
На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с.
Физкультминутка
2. На что похожа буква С?
        Шел конь,
        Подковами звеня.
        Как буква С
        Следы коня.
– С чем можно сравнить букву С? (Ответы детей.)
3. Печатание буквы С с в тетрадях.
Чтение слогов-слияний, с. 49.
Си  са  со  сы  су
Печатание слогов в тетради.
Чтение слов с буквой С, с. 49.
о | си | на         со   с | на
о | си | ны         со   с | ны
Учитель объясняет, что сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.
Учитель обращает внимание детей на пары слов: осина – осины; сосна – сосны.
– Что заметили?
Определяется понятие одно – единственное число; много – множественное число.
Чтение учащимися стихотворения на с. 49.
Вопросы:
– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?
– В какое время года лес «… лиловый, золотой, багряный»?
4. Отгадывание загадки, с. 48.
– Что вместо листьев у этих деревьев? (Хвоя.)
– Как называются такие деревья? (Хвойные.)
Работа по учебнику: с. 48–49.
а) Составление рассказа по картинке.
Вопросы:
– Что изображено на картинке?
– Какие деревья растут в лесу?
– Что девочки делают в лесу?
– Что с ними случилось?
– Расскажи об обитателях леса.
Чтение предложений.
– Чем отличается осина от сосны?
Физкультминутка
Чтение пословиц, с. 48. Объяснение смысла пословиц.
б) Проговаривание хором чистоговорки.
        Са – са – са – в лесу бегает лиса.
        Со – со – со – у Вовы колесо.
        Ос – ос – ос – на поляне много ос.
        Су – су – су – было холодно в лесу.
        Усь – усь – усь – на лугу пасется гусь.
III. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания приобрели на уроке?
– Что было самым интересным?
– Были ли затруднения? В чем?