Звуки [с],[с'], БУКВА Сс
Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [с], [с?],
буквой С с; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование:
учебник, рисунки с изображением леса, лося; магнитная доска, слоговые
карточки.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка
целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
–
Как воздух выходит из шарика? (С – с – с.)
1.
Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с?].
а)
На доске – картинка с изображением леса.
Рассматривается
слого-звуковой анализ слова лес. Дети протяжно произносят
слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно:
[с]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении
выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум,
подобный свисту.
б) На доске – картинка с
изображением лося.
Дети протяжно произносят слово. Выделяют
звук [с?]. Затем попеременно произносят оба слова, изображенных на
картинках. Выделяются звуки [с] и [с?], сравниваются.
Выясняется,
что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с?]
– мягкий.
Проводится игра «Твердый
– мягкий».
Твердый –
показывается синяя карточка.
Мягкий – показывается
зеленая карточка.
Слова: сад, карась, рис, колос, бусы,
синий, суп, сосна, осина.
Учитель сообщает, что звуки [с] и
[с?] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс).
На
доске вывешивается карточка с изображением буквы С с.
Физкультминутка
2.
На что похожа буква С?
Шел конь,
Подковами звеня.
Как буква С
Следы коня.
–
С чем можно сравнить букву С? (Ответы детей.)
3. Печатание
буквы С с в тетрадях.
Чтение слогов-слияний, с. 49.
Си
са со сы су
Печатание слогов в
тетради.
Чтение слов с буквой С, с. 49.
о | си |
на
со с | на
о | си | ны
со с | ны
Учитель объясняет,
что сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая
вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если
нет слияния согласного с гласным.
Учитель обращает внимание
детей на пары слов: осина – осины; сосна – сосны.
–
Что заметили?
Определяется понятие одно –
единственное число; много – множественное число.
Чтение
учащимися стихотворения на с. 49.
Вопросы:
–
Почему поэт говорит о лесе «…терем
расписной»?
– В какое время года лес
«… лиловый, золотой, багряный»?
4.
Отгадывание загадки, с. 48.
– Что вместо листьев у
этих деревьев? (Хвоя.)
– Как называются такие
деревья? (Хвойные.)
Работа по учебнику: с. 48–49.
а)
Составление рассказа по картинке.
Вопросы:
–
Что изображено на картинке?
– Какие деревья растут
в лесу?
– Что девочки делают в лесу?
–
Что с ними случилось?
– Расскажи об обитателях
леса.
Чтение предложений.
– Чем
отличается осина от сосны?
Физкультминутка
Чтение
пословиц, с. 48. Объяснение смысла пословиц.
б)
Проговаривание хором чистоговорки.
Са – са –
са – в лесу бегает лиса.
Со – со –
со – у Вовы колесо.
Ос – ос –
ос – на поляне много ос.
Су – су –
су – было холодно в лесу.
Усь – усь
– усь – на лугу пасется гусь.
III. Итог
урока. Рефлексия.
– Какие знания приобрели на
уроке?
– Что было самым интересным?
–
Были ли затруднения? В чем?