twitter ВКонтакте facebook

«В жизни всегда есть место подвигу»

Цели: дать общее представление об эпосе, который пришёл вслед за мифом, как о новом типе отношений человека и мира; показать зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ним в эпосе.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

– Сегодня мы начинаем изучение новой главы 2.

– Откройте учебник на с. 39 и прочитайте, как называется глава 2. («В жизни всегда есть место подвигу».)

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой главе?

III. Анализ картинки на шмуцтитуле ко II главе.

– Рассмотрите внимательно картинку на с. 39 нашего учебника.

– Что заметили? Поделитесь своими мыслями. (В центре изображён Прометей – первый в европейской (античной) традиции мифологический герой, который пожертвовал своим благополучием ради людей. Его жизнь, полная самопожертвования и страданий, – настоящий подвиг. Но Прометей не просто страдалец, он – великий учитель, культурный герой, научивший людей всему, что составляет их собственно культурную жизнь: приготовлению варёной пищи, ремёслам, домостроительству, приручению животных, грамоте и т. д.)

На доске учитель открывает запись:

Подвиг – это передать знания, научить. Подвиг – это пожертвовать собой ради благополучия других. Подвиг – это сражаться со злом, защищать других от зла, защищать своё отечество.

– Поэтому на картинке слева – герой Персей со щитом, на котором изображена отсечённая голова горгоны Медузы. Справа – богатырь Святогор. Он огромного размера (по сравнению со стоящим перед ним Ильёй Муромцем), он подземного (из гор), мифологического происхождения. В нижнем углу слева изображён Кентавр Хирон, который учит античных героев танцам. В центральной нижней части рисунка – натюрморт, смысл которого в том, чтобы объяснить понятие «подвиг»: труд (его символизируют молот и наковальня) – это подвиг; защита отечества и борьба со злом (лук) – это подвиг; создание произведений искусства, которые делают нашу жизнь прекрасной и осмысленной (античная амфора, или ваза), – это тоже подвиг.

IV. Работа с эпиграфом.

– Откроем страницу 40.

– Познакомьтесь с эпиграфом.

– Объясните смысл эпиграфа. (Смысл состоит именно в том, чтобы дети почувствовали значение слова «подвиг» в полном объёме.)

V. Чтение статьи учебника (с. 40).

– Что нового узнали из данного текста?

VI. Итог урока.

– Какова главная мысль главы 2?

– Молодцы! Отлично сегодня потрудились.

Домашнее задание.

Начать читать текст «Прометей» (с. 41–48).