twitter ВКонтакте facebook

Чтение слогов и слов с буквой т

Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [т], [т′], букве Т т; развивать связную речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, карточки с ребусами.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

?        Игра «Кто больше?».

а) Придумайте слова, в которых звуки [т], [т′] в начале (ток, тигр, тачка), в середине (станок, ситец, соты, ноты), в конце слова (кот, рот, флот, плот).

б) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т′]. (Стол, стул, цветок, картина, парта.)

в) Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть звуки [т], [т′]? (Портфель, ластик, кисточка, тетрадь.)

1. Разгадывание ребусов.

Рассматривание рисунков. На рисунке изображен кит. Зачеркнутая буква и говорит о том, что вместо нее надо вставить букву о.

Другие рисунки разбираются таким же образом.

                    тыква                    театр                  тигр

2. Работа с анаграммами: с. 58–59.

Рассматривание рисунков.

45123                                  321                                 321

Нитка               ткани нос              сон              тут     тут

Физкультминутка

& Работа по учебнику: с. 58.

?     Чтение слов по слогам.

Обращается внимание детей на то, что не во всех словах слоги-слияния. Объясняется, что читать надо по слогам. Так, в слове канатка | на  т, прочитывается первый слог-слияния ка, затем
слог на протяжно читаем, добавляя звук [т], получается слог нат. Затем слово прочитывается целиком – ка | на  т.

таким же образом прочитываются слова:

Ни¦ т | ки, ни¦ т | ка, а | и¦ с¦ т, со¦ с | ны, к¦у  с | ты, к¦и  с | ти.

3. Работа со словами-антонимами.

?     Чтение предложений на с. 58.

Выясняется, чем отличаются нитки от каната.

Канат – толстый.

Нитки – тонкие.

Учитель объясняет детям, что слова, обозначающие противоположные значения предметов, называются антонимами.

Дети сами называют слова-антонимы, или учитель называет одно значение, а дети называют противоположное значение (например: белый – черный, большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий и т. д.)

4. Работа с многозначными словами, с. 58–59.

Рассматривание рисунка на с. 59.

Дети читают слова под рисунками. Выясняется, что они пишутся и произносятся одинаково (одинаков ударный слог), а значения слов разные. В одном случае слово каток – в значении «самоходная машина для уплотнения грунтов, дорожных оснований и покрытий», в другом – каток – «гладкая поверхность льда для катания на коньках».

Объясняется, что такие слова называются многозначными.

Таким же образом проводится работа над словом ки  с | ти.

Физкультминутка

?        Развитие связной речи учащихся.

?     Чтение предложений на с. 59.

Если у детей возникают затруднения в чтении слова Антон, учитель объясняет, что читать его надо по слогам. В первом слоге узнаем первую гласную букву и называем ее, звук произносится протяжно, и, глядя на следующую букву, договариваем твердый согласный звук, получился слог Ан; слитно, по двум буквам читаем слияние и договариваем твердый согласный звук, получился слог тон. Теперь читаем все слово целиком.

Вопросы:

– Сколько мальчиков играет на народных инструментах?

– На каких инструментах играют мальчики?

– Дайте имена мальчикам и девочке.

– У кого ноты?

– Что делает девочка?

III. Итог урока.

– Что интересного узнали на уроке?

– Были ли затруднения? Какие?