Cогласные звуки [р],[р'], БУКВА Рр
Цели: познакомить учащихся с
согласными звуками [р], [р?], буквой Р р; развивать речь, память,
логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные
картинки; магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний,
умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая
зарядка.
– Как рычит собака? (Р-р-р…)
1.
Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р?].
а)
Рассматриваются слова двор, дверь с опорой на предметные картинки и
схемы. Делается вывод о том, что звуки [р] и [р?] согласные, обращается
внимание на особенности артикуляции этих звуков.
Чтение
слогов-слияний. Выясняется, что в слогах ра, ро, ру, ры звук [р]
твердый, а в слоге ри звук [р?] – мягкий.
Игра
«Капитаны».
Слоги произносятся протяжно,
определяется твердость – мягкость согласного звука [р].
б)
Упражнения со звуками [р] и [р?].
Правильное произношение
звуков в словах: арбуз, верба, шофер, портфель, календарь, крем,
трамвай, коридор, инструмент.
Правильное произношение звуков
в чистоговорках.
Ра-ра-ра –
начинается игра.
Ры-ры-ры – у
мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у нас
новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжим
мы игру.
Учитель сообщает, что звуки [р] и [р?] обозначаются
буквой Р р (эр).
На доске вывешивается карточка с буквой Р р.
Физкультминутка
2. На что похожа буква Р?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
– На что
похожа буква Р? (Ответы детей.)
3. Печатание буквы Р р в
тетрадях.
Чтение столбиков слогов-слияний, осмысливание их
структуры. Слова в столбиках предлагается прочитать преимущественно
детям, у которых замедленно формируются навыки чтения. Сначала слова
прочитываются по единицам чтения, затем целиком, с ударением.
Чтение
текста «Кактус», с. 69.
Вопросы:
–
Что растет у Иры?
– Что сделала Ира?
–
Что случилось?
– Почему рассказ называется
«Кактус»?
физкультминутка
Развитие связной речи учащихся.
Составление
предложений по картинке.
Вопросы:
– К
какой сказке данная иллюстрация?
– Кто написал эту
сказку?
– Кто изображен на иллюстрации?
–
Что волшебного в этой сказке?
– Сколько желаний
выполнила рыбка?
Чтение учителем сказки. Отрывок читают
дети.
Вопрос:
– Почему рыбка не
выполнила последнее желание старухи?
4. Фонетическая
зарядка. Дети за учителем повторяют звуки.
Почему тигры рычат:
«Р-р-р»,
Вороны кричат:
«Кар-р-р»,
Кони хрипят:
«Хр-р-р»,
Ставни скрипят:
«Скр-р-р»,
Кенар поет:
«Тью-ир-р-р»,
Летит вертолет:
«Др-р-р»?..
Чтоб научить всех ребят
Трудное
«р-р-р» выговаривать!
III. Итог урока.
–
Что нового узнали для себя на уроке?
– Что
особенно понравилось?
– Что вызвало
затруднения? Почему?