twitter ВКонтакте facebook

Прометей

Цели: показать пафос борьбы с природными силами и стихиями в эпосе; провести наблюдение за эпическим героем и мифологическим (на примере Прометея); развивать навыки беглого и правильного чтения; воспитывать интерес к самостоятельному чтению.

Оборудование: фотография скульптуры «Прометей».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

На доске запись:

       Слыхала ль ты

       Когда о Прометее? Поколенья

       Сменялись тридцать раз – и в тридцать раз,

       Чем тридцать больше, роща риз зелёных

       Переменить успела, а титан

       Прикованный висел, и коршун печень

       Выклевывал ему…

       И наказал его Зевс

       Неумолимый, Прометея

       К скалам Кавказа приковал,

       И сердце вран ему клевал…

                И. Анненский «Лаодамия», 1902 г.

– Поделитесь своими мыслями.

III. Работа по теме урока.

1. Чтение текста «Прометей» в учебнике (с. 41–48).

Словарная работа проводится в  ходе чтения текста.

2. Беседа по содержанию.

1) Найдите все случаи проявления веры в силу слова. Зачитайте. (Прометей верит предсказаниям своей матери Фемиды; Уран проклял Кроноса; Кронос проклял Зевса; Зевс верил, что будет свергнут своим сыном.)

2) Найдите то место в тексте, из которого следует, что древний период, когда главным оружием была сила, отступает, что начинают цениться не только сила, но и ум. Зачитайте.

3) Из всего того, чем Прометей одарил людей, что считается самым важным даром? (Огонь, поскольку приготовление на огне пищи является знаком перехода от полуживотного существования (сыроедения) к культурному, собственно человеческому существованию.)

На доске запись:

           Был

           Огонь

           Прометеем

           Человеку подарен,

           Но опасным затеям

           Мир предался, коварен…

  Л. Мартынов «Дар Прометея», 1972 г.

4) Какие другие знания (из перечисленных в этом сюжете) кажутся вам наиболее значительными? Подтвердите словами из текста.

5) Итак, что вы можете сказать о происхождении знаний (с точки зрения древнего человека, конечно)? (Все эти знания – божественного происхождения, они получены людьми как дар из Верхнего мира.)

6) Покажите, обращаясь к отрывку на с. 45–46, что законы великой Природы (рок), которые определяют судьбу всех людей и даже богов, сильнее, чем власть Зевса. (Судьба Зевса – в руках Прометея.)

IV. Итог урока.

– Если бы вас попросили проиллюстрировать этот текст, какими бы вы красками воспользовались и почему?

Домашнее задание.

Проиллюстрировать  любой  эпизод текста «Прометей».