twitter ВКонтакте facebook

Прометей

Цели: продолжить знакомство учащихся с мифом Древней Греции; формировать умения связно излагать свои мысли; пополнять словарный запас детей; воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: фотография скульптуры «Прометей».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка иллюстраций.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа.

1) Что означают те предметы, которые решил носить Прометей «на память»: видна ли в них связь с чужим миром? (Ивовый венок, то есть венок из тотемного дерева, знак подчинения, покорности тем силам, которые являются более мощными, чем человеческая выносливость и мужество: власти Зевса и року. Железное кольцо с камнем из скалы, на которой Прометей принял нечеловеческие мучения, отражает неразличение части и целого: часть скалы вечно будет воплощать для Прометея всю скалу. Само кольцо – железо с камнем – уже воплощают связь с Нижним миром.)

2) Как вы думаете, почему кто-то обязательно должен заменить Прометея в царстве мёртвых? Почему его нельзя просто выпустить? (Поможет ответить на этот вопрос консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов», с. 149.)

3) Что за герой Прометей: мифологический? Эпический? (В Прометее есть много черт мифологического героя. Он – настоящий титан, обладающий «исполинской силой», нечеловеческим мужеством и стойкостью. Он носитель божественных знаний. Он находится, как и все остальные боги и герои, под властью рока: знает тайну, которая может погубить самого Зевса.

Эпический герой – земного происхождения, в нём чувствуется уже намечающаяся независимость от власти богов и власти Природы. Он рассчитывает на своё личное мужество, на свои собственные силы, на свою мудрость, изворотливость, хитрость. Его непокорность воле Зевса, независимость его поведения, готовность к самопожертвованию – чисто человеческие качества, делающие Прометея эпическим героем. Быть умным – это и есть быть хитрым, способным обмануть тот волшебный мир, из-под власти которого человек хотел освободиться.)

4) А может ли быть так, что правы сторонники обоих мнений? (Безусловно.)

2. «Разминка для ума».

1) Верховное божество Древней Греции. (Зевс.)

2) Титан, державший на плечах небо. (Атлант.)

3) Герой, убивший страшное чудовище – Медузу Горгону. (Персей.)

4) Титан, укравший у богов огонь и отдавший его людям. (Прометей.)

5) Бог огня и кузнечного дела. (Гефест.)

6) Самый популярный греческий герой, совершивший 12 великих подвигов. (Геракл.)

IV. Итог урока.

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Домашнее задание.

Найти текст русской былины «Илья Муромец и Святогор»; подумать, что такое былина.