Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить учащихся
с гласной буквой Я я; развивать речь, логическое
мышление, память.
Оборудование:
учебник,
предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка
целей
и задач
урока.
1.
Вспоминаются все изученные гласные буквы. Учитель
сообщает, что на уроке учащиеся узнают еще одну гласную букву.
а)
На предметных картинках дети рассматривают яблоки
и маяк, произносят эти слова.
Производится
слого-звуковой анализ этих слов.
–
Произнесите слово яблоки по слогам.
–
Сколько слогов в слове? (3).
–
Какой первый? (яб).
–
Какой второй? (ло). Третий? (ки).
Рассматривается
начерченная на доске схема к слову яблоки.
Устанавливается, что первый слог – это слияние с примыкающим
к нему согласным
звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния. Медленно
произносится
первый слог [й’аб]. Выясняется, что он состоит из трех
звуков. Учитель сообщает,
что два звука, образовавшие слияние йа, принято
обозначать не двумя
буквами, а одной.
Дети
вспоминают, какое еще слияние двух звуков
обозначается одной гласной буквой (е).
Аналогично
проводится слого-звуковой анализ слова маяк.
Делается вывод,
если гласная буква я находится в начале слова или
после гласной, то
произносится слияние двух звуков [й’а].
б)
Учитель показывается карточку с буквой Я я.
–
Это буква Я. Читать слова с буквой я
легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать
букву.
Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука
[й’а].
в)
Чтобы убедиться, что дети поняли объяснение, им
предлагается еще раз рассмотреть схемы слов яблоки и
маяк. Учитель
обращает внимание детей на значок, который показывает слияние в первом
слоге
слова яблоки и второй слог в
слове маяк. Дети
подсчитывают, сколько звуков в словах яблоки
и маяк и
сколько надо взять букв, чтобы составить эти слова.
Ученики
составляют эти слова на магнитной доске и
читают их.
2.
Учащиеся печатают букву Я я в тетрадях.
Физкультминутка
Всем
на свете буква Я
Доложить
готова:
–
А вы знаете, кто Я?
Вы
не знаете, кто Я.
Я
не только буква, Я –
Буква,
Слог
И
слово!
А.
Шибаев
?
Игра
«Кто внимательный?».
а)
На доске – предметные картинки. Дети называют слова:
яблоко, ягоды, ягненок, яблоня, яйцо.
–
Какая буква стоит в начале всех этих слов?
–
Сколько звуков вы слышите, произнося букву Я?
Назовите их? [й’а].
б)
Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда,
наперсток, аквариум. (Яна).
3. Слово учителя.
Мы
все с вами живем в России.
Россия
– наша Родина. Столица нашей Родины – Москва.
Каждое государство имеет свою символику: флаг, герб, гимн.
Учитель
рассказывает о государственной символике и
показывает изображение флага и герба.
4.
Учащиеся читают текст на с. 115.
Вопросы:
–
Что посадим у дома?
–
Какие фрукты вырастут у нас?
–
Кто будет рад нашим успехам?
–
Чем славятся русские?
Физкультминутка
?
Игра
«Угадайте сказку».
Отгадайте,
героям каких сказок принадлежат слова:
«Я
от дедушки ушел, я от бабушки ушел». (Колобок.)
«Яблоня,
яблоня, спрячь нас». (Гуси-лебеди.)
?
Чтение
пословиц, с. 114.
Учитель
выясняет, как дети поняли их смысл.
III.
Итог урока.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Что особенно понравилось?
–
Что вызвало затруднение?