Follow @Pyccstudy |
Цели:
закрепить
знания учащихся о гласной букве я; развивать речь,
память, логическое
мышление.
Оборудование:
учебник, предметные
картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Актуализация опорных знаний.
?
Игра
«Угадайте слово».
Его
проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить;
его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык).
–
Произнесите первый слог слова. Сколько звуков обозначает
буква Я. (2 – [й’а]).
?
Игра
«Найдите свой домик».
На
доске – синий домик – для твердых согласных и
зеленый – для мягких.
(Ученики
получают карточки с буквами: я, е, о, у, а, и, ы,
обозначающими мягкость
и твердость предшествующей согласной).
Учитель
медленно проговаривает текст:
Была
хорошая погода, все гласные вышли погулять. (Дети с карточками
выходят из-за
парт и гуляют по классу). Вдруг небо потемнело, солнышко
спряталось за
тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к
ним, но
хозяин мог пустить в них только своих. (Синий – а,
о, у, ы, а зеленый – е,
и, я). Дети с карточками самостоятельно выбирают нужный им
домик.
(Растерялся
ученик с карточкой буквы я. Почему?
Потому что дети еще не знают: буква я обозначает
мягкость или твердость
предшествующего согласного?)
Дети
проходят к своим местам.
1. Учитель
сообщает, что на уроке учащиеся узнают
новое о букве Я.
Вопрос:
–
Из чего вырастает подсолнух? (Семя.)
Учитель
предлагает детям рассмотреть и проанализировать
слово семя.
На
доске печатается слово и чертится к нему схема.
–
Произнесите второй слог-слияние мя так,
чтобы отчетливо слышался гласный звук. Дети устанавливают, что слышится
гласный
звук [a]. Вторично произносится слог мя и
проводится наблюдение над тем,
как произносится согласный звук в слиянии – твердо или мягко:
[м’a] – согласный
звук мягкий.
Делается вывод:
если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [a], то
надо писать
букву я. Буква я после
согласных обозначает звук [a] и мягкость
предшествующего согласного звука.
?
Еще
раз проводится игра «Найдите свой
домик». Ученик с карточкой буквы я
становится к зеленому домику. (Игра
помогает детям ориентироваться в звуковой структуре слова и хорошо
усвоить
правила написания гласных после твердых и мягких согласных).
Физкультминутка
?
Чтение
слогов-слияний, с. 117.
Определение
твердости – мягкости согласных.
2.
Произношение скороговорок (можно в виде конкурса).
?
Чтение
текста «Земля», с. 117.
–
Подчеркните слова, в которых встретилась буква я.
–
Прочтите слова, которые написаны с большой буквы. Почему
они так написаны?
?
Чтение
слов в столбиках, с. 116.
Сначала
читаются слова с буквой я в начале,
затем в середине и в конце слова.
Проводится
наблюдение, что в словах маяк,
высокая, морская, маяки буква я
находится после гласных, значит
обозначает два звука [й’а].
?
Чтение
рассказа «Маяк», с. 116.
Вопросы:
–
Почему на море стало темно?
–
Куда торопятся суда?
–
Что им встречается на пути?
–
Что помогает судам смело идти в порт?
Физкультминутка
?
Выразительное
чтение стихотворения, с.
120.
Хором
дети повторяют текст за учителем. Заучивание наизусть.
3.
Соотношение картинок и слов, с. 121.
Ученики
стрелками соединяют названия птиц с
соответствующими картинками.
III.
Итог урока.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Было ли интересно?
–
Какие были затруднения в выполнении заданий?