Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с былиной как с
жанром устного народного творчества; научить отличать былину от других
жанров
по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин;
показать
характеристику эпического героя; развивать навыки выразительного
чтения,
связной речи.
Оборудование:
картины-иллюстрации
«Илья Муромец»,
«Святогор», гусли.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Подготовка к восприятию.
–
Как вы думаете, что такое былина?
–
Былина – это сказание о
богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно
неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с
фантастическим вымыслом.
Былины
раньше пелись. Сказители обычно
владели одной-двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли
все
известные им былины.
–
Представьте себе седовласого старца,
который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы
слегка
касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льётся неторопливая,
плавная,
спокойная мелодия. Певец начинает свой сказ про Древнюю Русь, про
старину
стародавнюю.
Сегодня
мы начинаем читать былину про
Святогора и Илью Муромца.
III.
Работа по теме урока.
1.
Комментированное
чтение
былины (с. 49–50).
2.
Беседа
по содержанию.
1)
Какой приём используется в былине
для создания образа Святогора? Если вы не знаете названия этого приёма,
опишите
своими словами, обратив внимание на выделенные выражения. (У
богатыря «плечи
да во косу сажень», конь «да будто лютый
зверь».)
2)
Чтобы точно знать название этого
приёма, обратимся к Кентавру Хирону в разделе «Совет
консультантов».
3)
О каком происхождении богатыря
говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)?
4)
Какого богатыря (земного или
неземного происхождения) не может удержать земля? (Только
богатыря-гиганта,
исполина, богатыря подземного происхождения не может удержать земля.
Сюжет с
тягой земной свидетельствует о неземном происхождении Святогора,
говорит в
пользу того, что это мифологический герой.)
3.
Комментирование
учащимися эпизода спасения Святогора его конём.
Обратить
внимание на все детали.
4.
Чтение
текста былины
(с. 51–52).
Лексическая
работа проводится по ходу
чтения текста былины.
5.
Беседа.
1)
Битва Ильи со Святогором выдаёт
какое происхождение Ильи: земное или волшебное? (Илья просто
человек. Он
обычных человеческих размеров: Святогор кладёт его к себе в карман
вместе с
лошадью.)
2)
Илья мифологический герой или
эпический? (Он эпический герой: храбрый, не боится поединка с
более мощным
противником и даже сам на него нападает.)
3)
Так какой же приём постоянно
используется в былине? (Этот приём – гипербола
– преувеличение разницы
размеров Святогора и Ильи.)
IV.
Итог урока.
–
Что такое былина?
–
Какие особенности языка былин вы
заметили? (Много эпитетов, повторов, гипербол.)
Домашнее
задание.
Подготовить
выразительное чтение текста
былины, с. 49–53; нарисовать богатыря: Илью или Святогора (по
выбору учащихся).