twitter ВКонтакте facebook

МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ч'], БУКВА Чч

Цели: познакомить учащихся с согласным звуком [ч’], буквой Ч ч; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как чирикает воробей? (Чик-чирик-чирик.)

1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением ручки и мяча и начерченные к этим словам схемы.

Из предложенных слов ручка и мяч выделяется изучаемый звук.

Учитель сообщает, что этот звук всегда мягкий, твердым в русском языке он не бывает.

Дети устанавливают, что звук [ч’] глухой согласный.

?        Игра «Кто больше?».

Придумайте слова, где звук [ч’] в конце. (Грач, врач, мяч, луч, палач, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь и т. д.).

?        Игра «Звук заблудился».

                      На болоте нет дорог.

                      Я по кошкам (кочкам) –

                    скок да скок!

                      Синеет море перед нами,

                      Летают майки (чайки) над волнами.

                      Наевшись рыбы до отвала,

                      На море гайка (чайка) отдыхала.

2. Дети  знакомятся с печатной буквой Ч ч, затем печатают ее в тетрадях.

Физкультминутка

3. На что похожа буква Ч?

               Буква Ч сказала: «Есть!»

               Отдала кому-то честь.

               Да, вы правильно решили:

               Ч мы пишем как четыре.

               Только с цифрами, друзья,

               Буквы путать нам нельзя.

                                                             В. Степанов

– Подумайте, на что еще похожа буква Ч? (Ответы детей.)

?        Игра «Капитаны».

?     Чтение слогов-слияний.

4. Разгадывание загадки. (Часы.)

Дети приводят загадки о часах, которые они знают. Рассматривают рисунок на с. 128.

Вопрос:

– Какие бывают часы? (Наручные, настольные, настенные, песочные, будильник, солнечные. Часы могут быть механические, кварцевые, электронные.)

?     Чтение текста на с. 129.

Вопрос:

– О каких еще часах узнали?

Физкультминутка

5. Дети повторно читают текст о часах. Находят в нем слова с буквой ч и подчеркивают их. Теперь читаются только слова с буквой ч.

?        Игра «Слоговой аукцион».

На магнитной доске выложены первые слоги слов. Дети должны продолжить слова:

                          ча… (сы)        реч… (ка)        свеч… (ка)

                          но… (чи)        печ…(ка)         пач… (ка)

III. Итог урока.

– О какой новой букве узнали на уроке?

– Какие задания были интересными?

– Что вызвало затруднение? Почему?