Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость
согласных; развивать речь,
память, логическое мышление.
Оборудование:
учебник, предметные
картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Формирование новых знаний,
умений и навыков.
Постановка
целей
и задач
урока.
1.
Дети рассматривают предметные картинки с изображением
двух гусей и одного гуся. Под картинками начерчены схемы к этим словам.
гуси
гусь
Выясняется,
что согласный звук в слоге си мягкий
[c’]. Мягкость обозначена буквой и.
Устанавливается,
что слово гусь состоит из
трех звуков (из слияния и мягкого согласного, образующих один слог).
Дети
внимательно рассматривают схемы к словам.
Учитель
показывает букву ь, называет ее и
объясняет, что эта буква сама никакого звука не обозначает, а нужна для
того,
чтобы обозначить мягкость согласного звука.
2.
На доске – предметные картинки с изображением леса
и лося.
Учитель
предлагает прочитать слово лес,
напечатанное на доске, и разобрать его. (Оно состоит из слияния и
твердого
согласного звука; три звука образуют один слог.)
Вопрос
учителя:
–
Как мы узнаем, что последний звук в этом слове твердый
согласный? (После буквы С никаких других букв нет.)
–
Как произносится последние звуки в слове лось?
(Мягко.)
–
Как узнали, что последний звук в слове лось при
чтении этого слова надо произносить
мягко? (После буквы с особая буква
– ь, знак мягкости согласного.)
?
Чтение
слов в столбиках, с. 135.
Образование
слов единственного и множественного числа.
Физкультминутка
3.
На что похожа буква ь?
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась
В.
Степанов
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
–
Подумайте, на что похожа
буква ь?
?
Чтение
текста на с. 135.
Вопросы:
–
О ком говорится в рассказе?
–
Чем питается лось?
–
Что насыпали мальчики лосю?
–
Как можно назвать рассказ? («Лось»,
«Что едят лоси?», «Помогли лесным
великанам».)
Дети
повторно читают рассказ, подчеркивая слова, в которых встречается ь.
Определяют, мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?
?
Игра
«Кто больше?».
Придумать
слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль,
день, пень,
конь, печь, дочь, голубь, лебедь.)
Физкультминутка
4.
Работа по картинке, с. 134–135.
–
Назовите слова, в которых есть буква ь.
Составление
предложений.
?
Чтение
пословиц, с. 134.
Учитель
выясняет, как ученики поняли их смысл.
5.
Разгадывание ребуса.
(Угол + ьки =
угольки.)
III.
Итог урока.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Что особенно запомнилось?
–
Какие были трудности?