Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш;
развивать речь,
память, логическое мышление.
Оборудование:
учебник, предметные
картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Формирование новых знаний,
умений и навыков.
Постановка
целей
и задач
урока.
Фонетическая
зарядка.
–
Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
–
Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
1.
Дети рассматривают предметные картинки с
изображением карандаша и шкафа
и начерченные под ними схемы к
этим словам.
Изучаемый
звук выделяется из слов:
шкаф
карандаш
Наблюдая
за произношением звука [ш] в этих словах,
дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.
?
Игра
«Кто внимательный?».
а)
Назовите одинаковый звук в словах:
шар,
шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.
Учитель
показывает предметные картинки, дети называют
слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.
б)
На доске предметные картинки с изображением шара,
ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза
(картинки расположены
в том порядке, в котором перечислены).
–
Нужно отгадать слово по первым звукам названий.
Дети
выходят к доске, называют слово и под картинкой
печатают начальную букву слова.
Ш
Е С Т Ё Р К А
Читается
полученное слово.
Делается вывод, что
звук [ш] всегда твердый,
поэтому гласная буква е не обозначает мягкость
согласного.
Учитель
сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш
ш (ша).
Вывешивается
карточка с буквой Ш ш.
Физкультминутка
2.
На что похожа буква Ш?
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…
Шустро мышь под печку –
Шасть!
Как бы в лапы
Не попасть.
В.
Степанов
–
На что похожа буква Ш?
(Ответы детей.)
3.
Учащиеся печатают букву Ш ш в тетрадях.
?
Игра
«Капитаны».
Читаются
слоги-слияния. Дается характеристика звуков.
?
Чтение
слов в столбиках, с. 141.
Проводится
слого-звуковой анализ этих слов.
4.
Дети рассматривают иллюстрацию, с. 140.
Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
(Шуты,
Шамаханская
царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)
Вопросы:
–
Из какой сказки Шамаханская царица?
–
Кто автор этой сказки?
(Учитель
зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А.
С. Пушкина.)
…
Вдруг шатер
Распахнулся…
и девица,
Шамаханская
царица,
Вся
сияя, как заря,
Тихо
встретила царя.
…
… …
И
она перед Дадоном
Улыбнулась
– и с поклоном
Его
за руку взяла
И
в шатер свой увела.
Там
за стол его сажала.
Всяким
яством угощала.
Физкультминутка
?
Чтение
пословиц, с. 140.
Учитель
выясняет, как дети поняли их смысл.
Выясняется,
в каких случаях они могут быть употреблены
в речи.
?
Чтение
текста на с. 141.
Вопросы:
–
О каком времени года говорится в тексте?
–
Куда пошли дети?
–
Что они видели в лесу?
–
Что собирали ребята?
Дети
повторно читают текст, подчеркивая слова с
буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих
слов.
III.
Итог урока.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Что особенно запомнилось?