twitter ВКонтакте facebook

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Цели: продолжить знакомство с былиной и былинными героями; подвести учащихся к пониманию: былина о Святогоре и Илье – промежуточное явление между мифом и эпосом; развивать навык выразительного чтения; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков учащихся.

2. Выразительное чтение текста былины, с. 53–57 учебника.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа. Актуализация знаний.

– О каких отличительных чертах былины мы говорили на предыдущем уроке? (Былинный зачин, повторы, гиперболы, эпитеты, напевность, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

– Мы продолжим работу по содержанию былины «Илья Муромец и Святогор».

2. Беседа по содержанию.

1) Обратите внимание на первые пять строчек этого отрывка (с. 49–50). Можно ли то же самое сказать короче? Почему же былина этого не делает? (Древние жанры: сказка, былина – очень часто используют повторы. Благодаря повторам сюжет былины легче запоминается и рассказчиком, и слушателями.)

2) Как певец (а былины пелись!) относится к каждой подробности жизни? (Певец никуда не торопится, никаких подробностей не избегает, текста не сокращает.)

3) Как называет своего коня рассерженный Святогор? (Он называет коня  «волчья сыть, травяной мешок».)

4) Что это за художественный приём? Нам поможет в этом разобраться консультант Кентавр Хирон в разделе «Музей» на с. 155. (Это метафора. Смысл метафоры – уязвить, унизить коня.)

5) Как характеризует Илью то, что он отказался от поединка со Святогором? Как можно назвать такую черту характера? (Это не трусость. Желание Ильи побрататься со Святогором является, скорее, проявлением его ума и уважения к выдающимся богатырским качествам Святогора.)

6) Почему земля не может носить Святогора? (Святогор – подземного происхождения,  он  должен в конце концов вернуться обратно под землю.)

7) Присмотритесь внимательно к его имени: из каких частей оно состоит? (Святогор – это святая (волшебная, чудесная) гора.)

8) Какого древнегреческого героя напоминает Святогор? (Святогор напоминает исполина Атланта.)

9) Почему Илья отказывается от волшебной силы, которой его хочет одарить на прощание Святогор? (Умный Илья понимает, что ему, с его человеческими возможностями, не выдержать этой чудесной смертоносной силы, которой хочет его одарить Святогор.)

10) В каком жанре устного народного творчества вам уже встречались уменьшительно-ласкательные формы? (В сказках.)

11) А былине они зачем? (Ответ на этот вопрос даёт в разделе «Совет консультантов» консультант Кот Учёный, с. 155.)

IV. Итог урока.

– Какова же главная идея былины?

Домашнее задание.

Рассмотреть в «Картинной галерее» картины В. Васнецова «Три богатыря» и М. Врубеля «Богатырь» – зал 2. Какой же из богатырей – Илья или Святогор – мифологический герой, а какой – эпический?