twitter ВКонтакте facebook

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Цели: научить составлять характеристику героев, пользуясь текстом; формировать умение отличать былину от других жанров; воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: рисунки с изображением былинных героев: Ильи Муромца и Святогора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. «Разминка для ума».

На доске запись:

           К славному городу Киеву.

           Ко славному ко городу ко Киеву.

– Посмотрите, чем отличаются строчки.

– Где больше внимания к каждому отдельному слову? (Во втором случае огласовка предлога «ко» и само его употребление перед каждым словом делают каждое слово значительным.)

2. Беседа.

– Какой же из богатырей – Илья Муромец или Святогор – мифологический герой, а какой – эпический? (Святогор – мифологический герой, Илья Муромец – эпический.)

– Дома вы рассмотрели в «Картинной галерее» (Зал 2) картины В. Васнецова «Три богатыря» и М. Врубеля «Богатырь». Как вы думаете, художники создали разные образы богатырей? (Васнецов создал образы эпических богатырей, а Врубель – образ мифологического богатыря.)

Информация для учителя

1. Виктор Васнецов «Три богатыря».

Богатыри – воплощённая мощь русской земли, но мощь – земного происхождения. И богатырей, и их коней – по трое; их отличает сила и стать, но художник изображает их живыми, реальными, а не сказочными персонажами. Характер каждого из богатырей находит своё продолжение в характере коня, на котором богатырь сидит. Эти богатыри – эпические герои.

2. Михаил Врубель «Богатырь».

Богатырь на картине, так же, как и его конь, – явно волшебного происхождения. Этот богатырь по своей природе сходен со Святогором: он мифологического происхождения. Богатырь и конь являются порождением земли.

III. Закрепление изученного.

– Какие произведения из второй главы учебника можно было поместить в первую главу? (Мифологический сюжет про Прометея.)

– А какие из первой главы – во вторую? (Мифологический сюжет про подвиги героя Персея.)

– Чем вы объясните тот факт, что тексты легко поддаются передвижению? (Герои были во все времена.)

IV. Итог урока.

– Назовите признаки былины. (Сказание о богатырях и исторических событиях; сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом; неторопливое повествование.)

– Какие сюжеты из обеих глав вам понравились больше всего и почему?

Домашнее задание.

Попробовать подобрать свой эпиграф ко второй главе.

Дополнительный материал к уроку

         Широко ты, Русь, по лицу земли

         В красе царственной развернулася!

         У тебя ли нет богатырских сил,

         Старины святой, громких подвигов?

         Уж и есть за что, Русь могучая,

         Полюбить тебя, назвать матерью,

         Стать за честь твою против недруга,

         За тебя в нужде сложить голову.

                                               И. Никитин

           Умный, сильный наш народ

           Далеко глядит вперёд.

           Но преданья старины

           Забывать мы не должны.

           Слава русской старине!

           Слава нашей стороне!