Follow @Pyccstudy |
Цели:
научить
составлять характеристику героев, пользуясь текстом;
формировать умение отличать былину от других жанров; воспитывать умение
слушать
друг друга.
Оборудование:
рисунки
с изображением былинных героев:
Ильи Муромца и Святогора.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1.
«Разминка
для
ума».
На
доске запись:
К
славному городу Киеву.
Ко славному
ко городу ко Киеву.
–
Посмотрите, чем отличаются строчки.
–
Где больше внимания к каждому
отдельному слову? (Во втором случае огласовка предлога
«ко» и само его
употребление перед каждым словом делают каждое слово значительным.)
2.
Беседа.
–
Какой же из богатырей – Илья Муромец
или Святогор – мифологический герой, а какой –
эпический? (Святогор –
мифологический герой, Илья Муромец – эпический.)
–
Дома вы рассмотрели в «Картинной
галерее» (Зал 2) картины В. Васнецова «Три
богатыря» и М. Врубеля «Богатырь».
Как вы думаете, художники создали разные образы богатырей? (Васнецов
создал
образы эпических богатырей, а Врубель – образ мифологического
богатыря.)
Информация
для учителя
1.
Виктор Васнецов «Три богатыря».
Богатыри
–
воплощённая мощь русской земли, но мощь – земного
происхождения. И богатырей, и
их коней – по трое; их отличает сила и стать, но художник
изображает их живыми,
реальными, а не сказочными персонажами. Характер каждого из богатырей
находит
своё продолжение в характере коня, на котором богатырь сидит. Эти
богатыри –
эпические герои.
2.
Михаил Врубель «Богатырь».
Богатырь
на
картине, так же, как и его конь, – явно волшебного
происхождения. Этот богатырь
по своей природе сходен со Святогором: он мифологического
происхождения.
Богатырь и конь являются порождением земли.
III.
Закрепление изученного.
–
Какие
произведения из второй главы учебника можно было поместить в первую
главу? (Мифологический
сюжет про Прометея.)
–
А какие из
первой главы – во вторую? (Мифологический сюжет про
подвиги героя Персея.)
–
Чем вы
объясните тот факт, что тексты легко поддаются передвижению? (Герои
были во
все времена.)
IV.
Итог урока.
–
Назовите
признаки былины. (Сказание о богатырях и исторических
событиях; сочетание
реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом; неторопливое
повествование.)
–
Какие сюжеты
из обеих глав вам понравились больше всего и почему?
Домашнее
задание.
Попробовать
подобрать свой эпиграф ко второй главе.
Дополнительный
материал к уроку
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
И.
Никитин
Умный,
сильный наш народ
Далеко
глядит вперёд.
Но
преданья старины
Забывать
мы не должны.
Слава
русской старине!
Слава
нашей стороне!