twitter ВКонтакте facebook

Гласный звук [э], БУКВА Ээ

Цели: познакомить с гласным звуком [э], буквой Э э; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, ребусы, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх!)

1. Дети рассматривают предметную картинку с изображением леса, в котором грибники перекликаются.

Дети определяют, что в лесу можно услышать эхо. Из этого слова выделяется гласный звук [э].

Обращается внимание на то, что этот гласный звук дети уже слышали раньше, когда выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е.

Рассматривается слово аэроплан.

Делается вывод, что звук [э] в начале слова и после гласных обозначается буквой э.

?        Игра «Кто внимательный?».

а) Найдите одинаковый звук в словах:

экран,   этажерка,   эскимо,   эскалатор

б) Назовите имя девочки по первым звукам слов:

Экскаватор  мячик         медведь    автобус

     Э                 м                м                 а

в) Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах:

елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.

?     Чтение слов в столбиках, с. 181.

Физкультминутка

2. Учитель показывает карточку с буквой Э э.

             Буква Э на С дивится,

             Словно в зеркало глядится,

             Сходство есть наверняка,

             Только нету языка!

                                                    А. Шибаев

                          Над лугами в синеве

                          Пролетает буква Э.

                          Это ласточка весной

                          Возвращается домой.

                                                                      В Степанов

– На что похожа буква э? (Ответы детей.)

3. Ученики печатают букву Э э в тетрадях.

?     Чтение стихотворения Б. Заходера, с. 181.

Вопросы:

– О каких строителях говорится в тексте?

– Чем они могут измазаться?

– Из чего дети построили домик?

4. Дети рассматривают рисунки на с. 180–181. Называют воздушные средства передвижения.

(Ковер-самолет, воздушный шар, самолет, вертолет, аэроплан и др.).

Физкультминутка

?     Выразительное чтение стихотворения, с. 180.

Вопросы:

– О чем говорится в тексте?

– Что такое метеорит?

?        Игра «Найдите слово в слове».

На магнитной доске выложены слова:

чемпион,   стряпуха,   гречка,   хомут

– Какой цветок вручили чемпиону? (Пион.)

– Какое блюдо приготовила стряпуха? (Уха.)

– Как называется водный поток, у которого растет гречка? (Речка.)

– Куда забросили хомут? (Омут.)

III. Итог урока.

– Какую новую букву узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Какие были затруднения?