Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с новым жанром
литературы – басней; учить определять басню как жанр
литературы по характерным
признакам; методом сравнения показать отличие басни от сказки;
воспитывать
умение слушать друг друга.
Оборудование:
учебник
Н. А. Чураковой «Литературное
чтение. 3 класс. Часть I».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний.
–
Мы начинаем работу с главой 3
учебника.
–
Откройте учебник на с. 59 и
прочитайте название третьей главы.
–
«Смеясь, мы расстаёмся со своими
недостатками» – это название главы учебника,
которую мы будем исследовать.
Давайте попробуем выяснить, что же значит каждое слово в этом названии.
–
Рассмотрите картинку на шмуцтитуле к
этой главе (с. 59).
–
Что заметили? (Иллюстрацию к
«Балладе о королевском бутерброде» А. Милна.
Иллюстрацию к басне «Лисица и
виноград».)
–
Познакомимся с эпиграфом на с. 60
учебника.
–
Эпиграф «Улыбайтесь, господа,
улыбайтесь!» взят из сценария Григория Горина «Тот
самый Мюнхгаузен».
–
Догадайтесь, почему так важно, чтобы
люди умели улыбаться, смеяться, причём
не только над действительно смешными ситуациями, но и над
собой? (Человек,
обладающий чувством юмора, жизнерадостно и оптимистично смотрит на мир.)
III.
Работа по теме урока.
1.
Чтение
вступительного слова
автора учебника
Н. А. Чураковой, с. 60.
–
Что нового узнал каждый из этого
текста?
–
Басня – это древний
жанр словесности. Создателем басни как самостоятельного жанра
литературы
считается Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец.
Героями басни чаще
всего бывают животные. В конце басни автор, как правило, произносит
назидание,
поучение, которое называется моралью.
2.
Чтение
словесного портрета
Эзопа.
–
Понять значение непонятных слов нам
поможет консультант Кентавр Хирон на с. 154 (в конце учебника раздел
«Совет
консультантов»).
3.
Беседа
по содержанию.
1)
Что вас особенно удивило в этом
тексте? Зачитайте эти слова.
2)
Дальше будет рассказано, как
чудесным образом Эзоп обретёт дар речи. У этого описания нет автора:
оно
народное.
3)
К какому жанру словесности можно его
отнести? (Это описание сказочное.)
4)
А вам образ Эзопа не напоминает
(хоть чем-то!) образы героев русских волшебных сказок? (Образ
Иванушки-дурачка: чумазого, в рваной одежде, глупого; образ Бабы Яги
– костяной
ноги, с крючковатым носом, с горбом, полуслепой.)
4.
Задание
для настоящих исследователей.
–
Внимательно рассмотрите все
подробности описания Эзопа и попробуйте доказать, что в нём (в этом
описании)
он весь – в отметинах чужого мира, мира
«наоборот».
(Эзоп
– раб, а не свободный человек,
а это уже человек – наоборот; Эзоп – из Фригии, то
есть из чужих земель, а
значит, из чужого мира; Эзоп – урод.)
IV.
Итог урока.
–
Что вас особенно удивило на уроке?
–
Вспомните, что такое басня.