twitter ВКонтакте facebook

«Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». отрывок из «жизнеописания эзопа»

Цели: познакомить учащихся с новым жанром литературы – басней; учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам; методом сравнения показать отличие басни от сказки; воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Мы начинаем работу с главой 3 учебника.

– Откройте учебник на с. 59 и прочитайте название третьей главы.

– «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками» – это название главы учебника, которую мы будем исследовать. Давайте попробуем выяснить, что же значит каждое слово в этом названии.

– Рассмотрите картинку на шмуцтитуле к этой главе (с. 59).

– Что заметили? (Иллюстрацию к «Балладе о королевском бутерброде» А. Милна. Иллюстрацию к басне «Лисица и виноград».)

– Познакомимся с эпиграфом на с. 60 учебника.

– Эпиграф «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» взят из сценария Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».

– Догадайтесь, почему так важно, чтобы люди умели улыбаться, смеяться, причём  не только над действительно смешными ситуациями, но и над собой? (Человек, обладающий чувством юмора, жизнерадостно и оптимистично смотрит на мир.)

III. Работа по теме урока.

1. Чтение вступительного слова автора учебника Н. А. Чураковой, с. 60.

– Что нового узнал каждый из этого текста?

Басня – это древний жанр словесности. Создателем басни как самостоятельного жанра литературы считается Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец. Героями басни чаще всего бывают животные. В конце басни автор, как правило, произносит назидание, поучение, которое называется моралью.

2. Чтение словесного портрета Эзопа.

– Понять значение непонятных слов нам поможет консультант Кентавр Хирон на с. 154 (в конце учебника раздел «Совет консультантов»).

3. Беседа по содержанию.

1) Что вас особенно удивило в этом тексте? Зачитайте эти слова.

2) Дальше будет рассказано, как чудесным образом Эзоп обретёт дар речи. У этого описания нет автора: оно народное.

3) К какому жанру словесности можно его отнести? (Это описание сказочное.)

4) А вам образ Эзопа не напоминает (хоть чем-то!) образы героев русских волшебных сказок? (Образ Иванушки-дурачка: чумазого, в рваной одежде, глупого; образ Бабы Яги – костяной ноги, с крючковатым носом, с горбом, полуслепой.)

4. Задание для настоящих исследователей.

– Внимательно рассмотрите все подробности описания Эзопа и попробуйте доказать, что в нём (в этом описании) он весь – в отметинах чужого мира, мира «наоборот».

(Эзоп – раб, а не свободный человек, а это уже человек – наоборот; Эзоп – из Фригии, то есть из чужих земель, а значит, из чужого мира; Эзоп – урод.)

IV. Итог урока.

– Что вас особенно удивило на уроке?

– Вспомните, что такое басня.