twitter ВКонтакте facebook

ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА. В. И. ДАЛЬ – СОБИРАТЕЛЬ ПОСЛОВИЦ РУССКОГО НАРОДА

Страницы учебника: 3–5.

Цели: на примере пословиц и поговорок проследить, какова была зависимость человека от природы, что в понимании человека-земледельца означало время; расширить знания детей о В. Дале – создателе «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа»; учить различать пословицы и поговорки.

Оборудование: «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырех томах В. Даля; таблица пословиц и поговорок, маски для инсценировки.

Ход урока

I. Организационный момент.

                   Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

                   Полезнее книги нет вещи на свете!

                   Пусть книги друзьями заходят в дома.

                   Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

II. Вступительное слово учителя.

– Летом вы не только купались, отдыхали, загорали, но и читали. Здесь, на выставке, представлены книги, которые были вам рекомендованы для чтения.

– Расскажите, какие книги вы прочитали и что вам в них понравилось. (Ответы детей.)

Книги – это друзья и советчики. Писатели делятся с нами своими знаниями, жизненным опытом. Прочитайте пословицы о книгах.

На доске записаны пословицы:

• Книга – окно в мир, почаще заглядывай в нее.

• Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

• Прочел новую книгу – встретился с другом.

• Книга – зеркало жизни.

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Это высказывание английского философа Ф. Бэкона.

– О каком «драгоценном грузе» он говорит? (Ответы детей.)

Читать книги надо не спеша, внимательно, вдумчиво. Кроме того, вы должны бережно относиться к книге. Ребята, какие правила надо выполнять при работе с книгой? (Ответы детей.)

В этом учебном году «Дневник читателя» несколько изменился.

Имя
автора

Название

произведения

Персонажи

Отношение

к произведению

Вопросы

к викторине

 

 

 

 

 

– Рассмотрите. Задайте вопросы. (Учитель разъясняет, как заполнять таблицу.)

Вы можете также продолжать привычное ведение «Дневника читателя»: иллюстрирование, выписывание понравившихся выражений и т. д.

III. Знакомство с учебником.

– Рассмотрите учебники. Какие вопросы у вас возникли ко мне, к авторам учебника?

– Откройте содержание 1-й части. Какие авторы вам уже знакомы? Какие произведения этих авторов вы читали?

– Прочитайте названия отдельных глав. Какие вас заинтересовали? Почему? (Свободные высказывания детей помогут учителю сориентироваться в читательских интересах и предпочтениях детей.)

– Познакомьтесь с условными знаками, которые используются в учебнике.

Первая глава называется «Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком». Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите ее с названием главы. Подумайте, что вы будете читать в этой главе, и проверьте свои предположения.

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Народ издавна заботился о пропитании, жилище, а также стремился познать окружающий мир.

Свои наблюдения за жизнью, природой он воплощал в художественные образы сказок, легенд, песен, загадок, пословиц. В них народ рассказывал о своей жизни,  своих мечтах и надеждах. Так создавалось народное творчество.

В пословицах отражается народная мудрость.

– Попробуйте продолжить пословицы:

• Упустишь минуту – потеряешь… (час).

• Землю красит солнце, а человека… (труд).

• Без труда… (не выловишь и рыбку из пруда).

– О чем эти пословицы? (О труде.)

Пословицы возникли в процессе труда, в результате общения людей между собой. В них нашли отражение любовь к родине, трудолюбие, стойкость в борьбе с врагами; близки и понятны пословицы о дружбе, любви к знаниям, неприятии лени, хвастовства. Каждая пословица – это отдельный случай, она советует, учит, предостерегает, высмеивает.

2. Работа по учебнику.

– Прочитайте пословицы в учебнике (с. 4).

– Объясните их смысл.

– Подумайте: в чем заключается особенность пословиц? (В краткости и выразительности.)

Вывод: пословицы отличаются меткостью и точностью языка.

– Прочитайте поговорки в учебнике (с. 5).

– Объясните зависимость человека от погодных явлений.

– Проанализируйте, в чем отличие пословицы от поговорки? (Пословица – целое, законченное суждение, а поговорка – часть.)

Вывод: пословицу можно превратить в поговорку, а поговорку – в пословицу.

– Объясните пословицу «Год на год не приходится». Подумайте, почему в пословицах и поговорках нет конкретных указаний на месяц и число? (Человек был рабом времени, чувствовал полную зависимость от природы.)

Физкультминутка

3. Знакомство с личностью В. И. Даля.

Учитель демонстрирует четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка».

– Объясните смысл названия этих словарей. (Составитель словаря заботился о том, чтобы в его собрание попало больше слов народного живого языка.)

В этом словаре собрано около 200 тысяч слов. Все слова собрал и объяснил один человек – Владимир Иванович Даль.

4. Чтение исторической справки (с. 5).

Учитель зачитывает статьи В. Порудоминского «Первое слово», «Золотой верблюд».

Первое слово

В 1819 году юный Даль окончил Петербургский морской корпус и ехал служить на Черноморский флот. Сани легко катились по бескрайнему снежному полю. Ветер гудел, мел снег низом. Ямщик, закутанный в тяжелый тулуп, понукая лошадей, через плечо поглядывал на седока. Тот жался от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо. Ямщик ткнул кнутовищем в небо, пробасил, утешая:

– 3амолаживает...

– Как это «замолаживает»?

– Пасмурнеет, – коротко объяснил ямщик. – К теплу.

Даль вытащил из кармана записную книжку, карандашик, подул на закоченевшие пальцы, вывел старательно: замолаживать – иначе «пасмурнеть» – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день оказался главным в жизни Даля. На дороге, затерянной в новгородских снегах, он принял решение, которое повернуло его жизнь: озябшими пальцами записал в книжке первое слово.

Золотой верблюд

Очень много слов записал Даль во время русско-турецкой войны. Он служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов России. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись. «Соберешь вокруг себя солдат из разных мест, – рассказывал он, – да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей; взглянешь в книжку, а там уж целая вереница речений». Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда. Однажды во время стычки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину. На Далевы тетрадки противник не позарился – не велика ценность! А для Даля его записи были дороже золота.

5. «Третьяковская галерея».

– Рассмотрите портрет В. Даля кисти В. Перова. Обратите внимание на глаза, лоб, руки. Докажите, что В. Даль духовно красивый человек. (Высказывания детей.)

6. Закрепление.

– Даль собирал не только слова, но и пословицы. За всю свою жизнь он собрал более 30 тысяч пословиц. А сколько пословиц знаете вы? Давайте проверим.

1) Обозначьте пословицы цифрой 1, а поговорки – цифрой 2.

   Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

   Друзья познаются в беде.

   Готовь сани летом, а телегу – зимой.

   Рыть яму другому.

   В чужом глазу соринку видит.

   Вставать с петухами.

   Кончил дело – гуляй смело.

   За ушко да на солнышко.

   Дыма без огня не бывает.

   Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

   Язык без костей.

   Глазом не моргнуть.

   Искать ветра в поле.

   Водой не разольешь.

   Дело мастера боится.

   Воду в ступе толочь.

   У страха глаза велики.

2) Закончите пословицы.

Волков бояться – ____________________________

Взялся за гуж – _____________________________

Делу время – _______________________________

После драки ________________________________

Близок локоть, ______________________________

Любишь кататься, ____________________________

Встречают по одежке, ________________________

Лучше синица в руках, _______________________

Сам погибай, ________________________________

На чужой каравай ___________________________

3) Викторина пословиц:

Кто много читает, ...

Книгу читать, ...

Поздно встанешь, ...

Что одному не под силу, то...

Не красна изба углами – ...

(…тот много знает.)

(…как на крыльях летать.)

(…мало сделаешь.)

(…легко коллективу.)

(…красна пирогами.)

4) Игра. По двум словам отгадайте всю пословицу:

коса – камень

лес – дрова

шило – мешок

язык – дело

дело – мастер

труд – лень

(Нашла коса на камень.)

(Чем дальше в лес, тем больше дров.)

(Шило в мешке не утаишь.)

(Не спеши языком, торопись делом.)

(Дело мастера боится.)

(Труд человека кормит, а лень портит.)

5) Игра «Семь и один».

Назовите четыре пословицы, в которых употреблены числа семь и один.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

V. Итог урока.

– В. Даль любил повторять: «Человек рожден на труд». Что вы узнали сегодня об этом необыкновенном человеке? (Ответы детей.)

– Что вас особенно поразило в этом человеке?

– Много пословиц и поговорок в произведениях художественной литературы. Иногда удачные выражения становятся пословицами и поговорками.

Попробуйте объяснить выражение В. Даля: «Передний заднему мост». (Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом.)

 

Сценка «Кончил дело – гуляй смело»

Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку.

Действующие лица: Мальчик-ученик

                                          Солнышко

                                           Птичка

                                           Вишенка

Мальчик сидит за столом и делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Наконец урок окончен, Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.

Мальчик (кричит). Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело – гуляй смело!

Домашнее задание: какое задание вам хочется выполнить дома? (Варианты – иллюстрирование пословиц; чтение пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла.)