Follow @Pyccstudy |
Цели:
научить
определять басню как жанр
литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль,
поучительность);
методом сравнения показать отличие басни от сказки; развивать навык
выразительного
чтения.
Оборудование:
учебник
Н. А. Чураковой «Литературное
чтение. 3 класс. Часть I».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний.
–
Расскажите,
что вы знаете о басне.
–
Что
интересного вы запомнили о легендарном древнегреческом баснописце Эзопе?
III.
Введение в тему урока.
–
Сегодня мы
попробуем раскрыть тайны басен Эзопа. Будьте внимательны и
наблюдательны при
чтении текста басен.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Чтение басни
учащимися.
–
Откройте
учебник на странице 61 и самостоятельно прочтите басню Эзопа
«Ворон и лисица».
2.
Словарная
работа.
–
Встретились ли
вам при чтении непонятные слова? Объясните их своим товарищам.
3.
Беседа
по содержанию.
–
Понравилась ли
вам басня? Поделитесь своими впечатлениями.
–
О чём же эта
басня: о взаимоотношениях животных? (Нет, эта басня о
взаимоотношениях людей.)
–
Подумайте:
знаем ли мы ещё какой-нибудь жанр фольклора, более древний, чем жанр
басни, где
взаимоотношения зверей отчасти напоминали бы взаимоотношения людей? (Это
сказка о животных.)
–
Почему же этот
текст «Ворон и лисица» нельзя назвать сказкой о
животных? Или можно? (В
сказке больше занимательности, а в басне – нравоучительности.)
–
Какого
испытания не выдержал ворон? (Испытания лестью: ворон любит
славу, похвалу. Лесть
– это неискреннее, угодливое восхваление.)
–
Лисица в этой
басне хитрая или мудрая? (Лисица и хитрая, поскольку ей
удалось затуманить
ворону голову лестью; лисица и мудрая, поскольку от её лица
произносится, по
сути, мораль басни.)
–
Какой вывод
(мораль) можно сформулировать в конце? (Хвала уму –
бесценному качеству,
которое требуется, чтобы царствовать, быть уважаемым, чтобы твоё мнение
ценилось.)
–
А сейчас мы
сходим к Кентавру Хирону (в конце учебника раздел «Совет
консультантов», с.
154): он расскажет, как эту басню завершил сам Эзоп.
4.
Чтение морали
басни.
–
Запомните: в
басне две части – самая ценная ведёт начало из сказки о
животных. Вторая часть
– мораль (нравоучение).
5.
Чтение басни
учащимися.
–
Познакомимся
со следующей басней Эзопа «Лисица и Лев», с. 64
учебника.
–
Давайте
попробуем догадаться, какой вывод сделает Эзоп из этой басни.
–
Прочитайте на
с. 64 предложенные варианты.
–
Поделитесь
своими мыслями.
V.
Итог урока.
–
Что
интересного узнал каждый на уроке?
Домашнее
задание.
Нарисовать
иллюстрацию к понравившейся басне Эзопа.