twitter ВКонтакте facebook

Басни эзопа «ворон и лисица», «лисица и лев»

Цели: научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность); методом сравнения показать отличие басни от сказки; развивать навык выразительного чтения.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Расскажите, что вы знаете о басне.

– Что интересного вы запомнили о легендарном древнегреческом баснописце Эзопе?

III. Введение в тему урока.

– Сегодня мы попробуем раскрыть тайны басен Эзопа. Будьте внимательны и наблюдательны при чтении текста басен.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение басни учащимися.

– Откройте учебник на странице 61 и самостоятельно прочтите басню Эзопа «Ворон и лисица».

2. Словарная работа.

– Встретились ли вам при чтении непонятные слова? Объясните их своим товарищам.

3. Беседа по содержанию.

– Понравилась ли вам басня? Поделитесь своими впечатлениями.

– О чём же эта басня: о взаимоотношениях животных? (Нет, эта басня о взаимоотношениях людей.)

– Подумайте: знаем ли мы ещё какой-нибудь жанр фольклора, более древний, чем жанр басни, где взаимоотношения зверей отчасти напоминали бы взаимоотношения людей? (Это сказка о животных.)

– Почему же этот текст «Ворон и лисица» нельзя назвать сказкой о животных? Или можно? (В сказке больше занимательности, а в басне – нравоучительности.)

– Какого испытания не выдержал ворон? (Испытания лестью: ворон любит славу, похвалу. Лесть – это неискреннее, угодливое восхваление.)

– Лисица в этой басне хитрая или мудрая? (Лисица и хитрая, поскольку ей удалось затуманить ворону голову лестью; лисица и мудрая, поскольку от её лица произносится, по сути, мораль басни.)

– Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? (Хвала уму – бесценному качеству, которое требуется, чтобы царствовать, быть уважаемым, чтобы твоё мнение ценилось.)

– А сейчас мы сходим к Кентавру Хирону (в конце учебника раздел «Совет консультантов», с. 154): он расскажет, как эту басню завершил сам Эзоп.

4. Чтение морали басни.

– Запомните: в басне две части – самая ценная ведёт начало из сказки о животных. Вторая часть – мораль (нравоучение).

5. Чтение басни учащимися.

– Познакомимся со следующей басней Эзопа «Лисица и Лев», с. 64 учебника.

– Давайте попробуем догадаться, какой вывод сделает Эзоп из этой басни.

– Прочитайте на с. 64 предложенные варианты.

– Поделитесь своими мыслями.

V. Итог урока.

– Что интересного узнал каждый на уроке?

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне Эзопа.