Follow @Pyccstudy |
Цели:
учить
определять басню как жанр литературы по характерным
признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в
произведении; отработать навыки выразительного чтения; развивать
интеллект,
умение делать выводы; пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие
моральные
качества.
Оборудование:
портрет
И. А. Крылова; рисунки с
изображением вороны и лисицы; иллюстрации к басне.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Введение в тему урока.
–
Вспомните, что такое басня.
–
Правильно. Басня – это
краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими
лицами в
басне часто выступают животные, предметы, которые обладают
человеческими
качествами. Обычно они умеют говорить.
–
Кто первым начал писать басни?
–
Считают, что первым начал писать
басни Эзоп, живший в Греции в VI в. до н. э. Именно в его баснях
животные
говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки,
приписывая их
животным. Такой литературный приём называется аллегорией
(иносказанием).
–
У Эзопа прозаические басни, но чаще
всего басни пишут в стихах.
III.
Работа по теме урока.
1.
Вступительное слово
учителя.
–
Сегодня мы познакомимся с прекрасным
миром басен И. А. Крылова.
–
Посмотрите на портрет Крылова.
–
Что можете сказать об этом человеке?
–
Иван Андреевич Крылов жил очень давно
(1769–1844 гг.). Он был бедным человеком. В детстве ему не
пришлось даже
учиться в школе. Но он очень-очень хотел учиться и стал заниматься сам.
Иван
Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям.
Более
двухсот басен было создано им. Многие художники делали к ним
иллюстрации.
Иван
Андреевич Крылов – великий русский
поэт-баснописец. Он любил всё русское: русский народ, русский язык,
русскую
природу, русское искусство.
–
Крылов учит людей узнавать самих
себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них
избавиться. Он учит мудрости жизни.
–
Познакомиться с новой басней Крылова
– значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня
мы познакомимся с
басней «Ворона и лисица».
Показ
рисунков с изображением вороны и
лисицы.
–
Что знаете об этих животных?
–
А вот что рассказал о них И. А.
Крылов, вы узнаете сейчас сами.
2.
Чтение
басни
учащимися на с. 66 учебника.
–
Поделитесь своими мыслями после
чтения этой басни.
–
Встретились ли вам непонятные слова?
–
Чтобы объяснить значение слова вещуньина,
мы обратимся за консультацией к консультанту Бабе Яге (с. 149 в конце
учебника
в разделе «Совет консультантов»).
–
Кого же больше всего осуждает и
высмеивает Крылов в басне? (Тщеславных людей.)
3.
Беседа
по содержанию прочитанного.
1)
Вам уже приходилось читать басню с
похожим сюжетом, но другого автора. Как она называется? (Это
басня Эзопа
«Ворона и лисица.)
2)
А можно прочитать по ролям басню
Эзопа? (В том виде записи, в каком мы читаем эту басню, её по
ролям не
сыграешь, потому что автор только один раз прибегает к прямой речи.)
3)
В чём сходство и различие этих двух
басен? (Сюжет практически один и тот же, но одна басня
написана прозой, а
другая – стихами. У Эзопа действует
ворон, а у Крылова – ворона. Ворон
держит кусок мяса, а ворона – сыр. У Крылова прямая речь
лисицы очень
выразительная. У Эзопа лисица
ещё и
философствует, она становится в позицию автора, читает вороне мораль.)
4)
В басне Ивана Крылова отсутствует
мораль или она все-таки есть? Где же? (Мораль басни помещается
в самом
начале басни.)
5)
Чем интересна эта мораль? (Автор
не становится в суровую позу судьи человеческих недостатков. Он не
выносит
людям никакого приговора, не отделяет себя от других людей.)
6)
Какая из басен вам нравится больше и
почему?
4.
Выразительное чтение
басни.
–
Кто хочет прочитать басню вслух?
Учащиеся
читают басню.
IV.
Итог урока.
–
С каким писателем мы сегодня
познакомились?
–
Как вы думаете, для чего и зачем
написана басня?
–
Как вы оцениваете свою работу на
уроке?
Домашнее
задание.
По
выбору учащихся:
1)
Прочитать басню «Ворона и лисица» по
ролям с соседом по парте. Какие в ней возможны роли?
2)
Инсценирование басни.
3)
Выразительное чтение басни.
4)
Нарисовать иллюстрацию к басне.
5)
Выучить басню наизусть.