twitter ВКонтакте facebook

И. А. Крылов «ворона и лисица»

Цели: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; отработать навыки выразительного чтения; развивать интеллект, умение делать выводы; пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки с изображением вороны и лисицы; иллюстрации к басне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

– Вспомните, что такое басня.

– Правильно. Басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Обычно они умеют говорить.

– Кто первым начал писать басни?

– Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в VI в. до н. э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный приём называется аллегорией (иносказанием).

– У Эзопа прозаические басни, но чаще всего басни пишут в стихах.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И. А. Крылова.

– Посмотрите на портрет Крылова.

– Что можете сказать об этом человеке?

– Иван Андреевич Крылов жил очень давно (1769–1844 гг.). Он был бедным человеком. В детстве ему не пришлось даже учиться в школе. Но он очень-очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям. Более двухсот басен было создано им. Многие художники делали к ним иллюстрации.

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

– Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.

– Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся с басней «Ворона и лисица».

Показ рисунков с изображением вороны и лисицы.

– Что знаете об этих животных?

– А вот что рассказал о них И. А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.

2. Чтение басни учащимися на с. 66 учебника.

– Поделитесь своими мыслями после чтения этой басни.

– Встретились ли вам непонятные слова?

– Чтобы объяснить значение слова вещуньина, мы обратимся за консультацией к консультанту Бабе Яге (с. 149 в конце учебника в разделе «Совет консультантов»).

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (Тщеславных людей.)

3. Беседа по содержанию прочитанного.

1) Вам уже приходилось читать басню с похожим сюжетом, но другого автора. Как она называется? (Это басня Эзопа «Ворона и лисица.)

2) А можно прочитать по ролям басню Эзопа? (В том виде записи, в каком мы читаем эту басню, её по ролям не сыграешь, потому что автор только один раз прибегает к прямой речи.)

3) В чём сходство и различие этих двух басен? (Сюжет практически один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая – стихами. У Эзопа действует ворон, а у Крылова – ворона. Ворон держит кусок мяса, а ворона – сыр. У Крылова прямая речь лисицы очень выразительная. У Эзопа  лисица ещё и философствует, она становится в позицию автора, читает вороне мораль.)

4) В басне Ивана Крылова отсутствует мораль или она все-таки есть? Где же? (Мораль басни помещается в самом начале басни.)

5) Чем интересна эта мораль? (Автор не становится в суровую позу судьи человеческих недостатков. Он не выносит людям никакого приговора, не отделяет себя от других людей.)

6) Какая из басен вам нравится больше и почему?

4. Выразительное чтение басни.

– Кто хочет прочитать басню вслух?

Учащиеся читают басню.

IV. Итог урока.

– С каким писателем мы сегодня познакомились?

– Как вы думаете, для чего и зачем написана басня?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание.

По выбору учащихся:

1) Прочитать басню «Ворона и лисица» по ролям с соседом по парте. Какие в ней возможны роли?

2) Инсценирование басни.

3) Выразительное чтение басни.

4) Нарисовать иллюстрацию к басне.

5) Выучить басню наизусть.