twitter ВКонтакте facebook

Интонация. Знаки препинания в конце предложения

Цели: подготовить учащихся к пониманию того, что предложение выражает законченную мысль; развивать каллиграфический навык.

Ход урока

I. Знакомство с учебником.

                 Это было в воскресенье

                 У слона на дне рожденья:

                 Гости пели, веселились,

                 В хороводе так кружились,

                 Так кружились, так вертелись,

                 Что на части разлетелись.

                 Раз-два-три-четыре-пять,

                 Помоги гостей собрать!

(Русский язык.)

– Так кто же пришел к слону на день рожденья?

– Объясните значение этого словосочетания. (Мы говорим на русском языке.)

– Прочитайте название учебника. Почему он называется «Русский язык»?

– Предположите, что мы будем изучать на уроках русского языка?

– Рассмотрите учебник. Какие знаки-сигналы вам встретились? Как вы думаете, что они обозначают?

Прочитайте информацию на с. 2, проверьте свои предположения. Рассмотрим обложку учебника. Что изображено на ней?

(Жираф играет на барабане. Лиса играет на скрипке. Воробей играет на флейте. Собака играет на гитаре.)

– Что вы сейчас произнесли? (Предложения.)

– Вспомните, что такое предложение.

– Чем оно отличается от набора слов?

– Сегодня мы будем говорить о предложениях.

II. Работа по учебнику.

1. Минутка чистописания. Выполнение упражнения 1, с. 3.

– Прочитайте пожелание авторов в первом упражнении.

– Какие буквы и слоги вам нужно записать?

– При написании какого слога можно ошибиться? (Ши.)

– Напишите по образцу. Допишите на этой же строчке слово, в котором были бы эти буквы. Какие слова вы написали?

2. Выполнение упражнения 2.

– Послушайте начало сказки. Как вы думаете, сколько предложений я сказала? (Три.) Почему вы так решили?

– Верно, после каждого предложения делала паузу. Значит, в устной речи одно предложение отделяется от другого остановкой – паузой.

– Посмотрите текст учебника. А сколько предложений вы видите в учебнике? По каким признакам предложения вы это определили?

Учитель вывешивает на доску схему-сигнал:           .

– Спишите предложение про лису. (Коллективное обсуждение правил списывания: почему необходимо чтение предложения перед списыванием, запись под диктовку по слогам, сравнение своей записи слов с учебником.)

3. Выполнение упражнения 3.

– Что изображено на рисунке?

– Теперь прочитайте предложение под рисунком. О чем говорится в первом предложении? Что говорится о капели? А что мы узнали о ручейках? Расскажите, как в письменной речи одно предложение отделяется от другого.

– Какой знак стоит в конце последнего предложения? Почему?

– Какой еще знак препинания вы знаете? (Знак вопроса.)

– Выберите схему по заданию (схемы прикреплены к доске):

1) Выберите предложение с восклицательным знаком.

2) Выберите предложения с точкой.

3) Выберите предложение с вопросительным знаком.

4. Практическая работа на запоминание знаков препинания.

Учитель заранее готовит по 3 карточки из картона 5´5 см.

– Нарисуйте на первой карточке точку, на второй – вопросительный знак, на третьей – восклицательный.

Эти карточки вам понадобятся при выполнении 4-го задания (по заданию).

Письменную часть задания выполнить по группам: 1-й ряд – первое предложение, 2-й ряд – второе, 3-й ряд – третье.

Проверка написанного.

III. Итог урока.

– Закончите мои правила:

1. В устной речи одно предложение отделяется от другого… (паузой – остановкой).

2. В письменной речи – при помощи знаков … (препинания).

– Какие знаки препинания вы знаете?