twitter ВКонтакте facebook

Интонация. Знаки препинания в конце предложения

Цели: систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; дополнить представления учащихся об интонации восклицательной и невосклицательной.

Оборудование: сигнальные карточки со знаками . , ? , ! .

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Выполнение упражнения 26, с. 19.

– Прокомментируйте «шаги» написания этих букв и буквосочетаний.

2. Запись под диктовку слов: вилка, вал, бор.

– Объясните значение слов: вал, бор.

Вал – длинная земляная насыпь, очень высокая волна.

Бор – хвойный лес.

II. Словарная работа.

– В слове перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочитать слово – название посуды.

РАЛАКТЕ (тарелка).

– Поставьте в слове ударение.

– Какая буква слышится нечетко?

– Запомните написание этого слова.

– Вспомните все словарные слова, которые мы изучали. Исправьте ошибки Буратино.

Марков, питух, торелька.

– Составьте со словом тарелка предложение.

– Дайте характеристику этому предложению.

– Запишите его. (Составивший предложение записывает его на доске с комментированием.)

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель вывешивает схему и просит отнести записанное предложение в одну из групп:

– Докажите свой выбор.

– Что содержат предложения с восклицательной интонацией, и какой знак препинания ставится в конце таких предложений?

– С вопросительной?

– С невосклицательной?

IV. Формирование новых знаний.

1. Выполнение упражнения 27, с. 19.

– Посмотрите на стихотворение Ю. Мориц. Чем отличается задание от тех, что мы выполняли раньше?

(В этом стихотворении нет ни одного знака препинания.)

– Я буду читать стихотворение, а вы поднимите карточку с нужным знаком препинания.

Учитель читает стихотворение построчно. После каждой строки дети поднимают карточку и доказывают свой выбор. Ответ начинают со слов: «Это предложение содержит…, поэтому я выбрал знак…».

– Спишите стихи, расставляя знаки препинания. Подчеркните слово-вопрос в вопросительных предложениях.

Взаимопроверка.

2. Выполнение упражнения 28, с. 20.

– Прочитайте колыбельную песню.

– Что содержит первое предложение?

– С какой интонацией оно произносится?

– Какой знак препинания стоит в конце?

– Прочитайте предложения с точкой в конце. Что они содержат? С какой интонацией произносятся?

– Последнее предложение. С какой интонацией произносится? Что содержит? Найдите слово-вопрос.

– Найдите предложение про огни. (В доме погасли огни). Спишите его.

– Найдите предложение про мышку. Спишите его.

3. Выполнение упражнения 29, с. 21.

– Прочитайте пословицу.

– Как вы ее понимаете?

– Прочитайте вопросы к заданию. Что содержит эта пословица? (Совет.)

– С какой интонацией произносится?

– Какой знак нужно поставить в конце пословицы? Запишите ее по памяти.

Самопроверка.

V. Итог урока.

– Расскажите о предложениях по схеме:

– С каким словарным словом познакомились?