Follow @Pyccstudy |
Цели:
продолжать уточнять знания учащихся о
грамматических признаках предложения; способствовать осознанию
учащимися
значения этих знаний.
1.
Подготовка руки к письму.
СТОЛ
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая
рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Меняют положение
рук на счет
«раз».
2.
Выполнение
упражнения 36, с. 26.
II.
Актуализация опорных знаний.
–
Посмотрите на доску, прочитайте слова. (На, первые, поляне,
цветы, появились.)
–
Это предложение? Почему вы так решили?
–
Можно ли из этих слов составить предложение? О чем? Что содержит ваше
предложение: просьбу, совет, сообщение, вопрос?
–
С какой интонацией произносится это предложение?
–
Какие опасные места есть в записи предложения? (Большая буква
в начале предложения,
знак препинания в конце предложения.)
–
Запишите схему предложения.
III.
Работа над основной целью урока.
1.
Слово учителя.
–
Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?
–
А кроме того, мы будем учиться дополнять предложения нужными словами,
составлять предложения из слов, познакомимся со значением нового слова.
2.
Введение понятия «противоположный».
Учитель
готовит карточки и просит объединить их по какому-либо принципу.
–
Сравните
фигуры в паре.
Образец:
–
Этот треугольник маленький, а тот – большой.
–
Этот квадрат черный, а тот – белый.
–
Этот человек веселый, а тот – грустный.
–
По какому принципу я объединила эти пары? (Дети обычно
говорят наоборот.)
–
То есть, они лежат напротив. Такие слова называются противоположными.
(Дети
хором по слогам повторяют этот термин.)
–
Приведите примеры противоположных слов.
3.
Работа над упражнением 37.
–
Прочитайте пословицу в упражнении 37. Что здесь нужно сделать?
–
Какое слово выделено?
–
Вам нужно закончить пословицу словом, противоположным по смыслу слову больше.
Ниже даны слова для справок, выберите нужное.
–
Как вы понимаете пословицу?
–
Что она содержит? С какой интонацией произносится? Какой знак
препинания
поставите в конце пословицы?
–
Запишите эту пословицу с комментированием.
4.
Выполнение
упражнения 38, с. 27.
–
Прочтите задание. Что будете делать?
–
Составьте первое предложение. Что оно содержит? Какой знак препинания
поставите
в конце?
–
Составьте второе предложение. С какой интонацией оно произносится?
–
Как напишете первое слово в предложении?
Запишите:
I вариант
– 1-е предложение, II вариант
– второе.
– Ты пишешь предложение?
Старайся! Не спеши!
И первое же слово
С заглавной напиши!
Выполнение
упражнения 40, с. 28.
–
Рассмотрите иллюстрацию. Какое время года изображено? Почему вы так
решили?
–
Составьте предложения о снеге, о ручьях, о деревьях, о птицах.
–
Проказник-ветер разбросал все буквы в словах, попробуйте их собрать в
слова, а
слова в предложения.
Тает
снег.
Бегут
ручьи.
На
дорогах лужи.
–
Какой общий смысл заключен в этих предложениях? О чем идет речь?
–
Как можно озаглавить текст?
–
Запишем название и предложения в тетрадь.
(Научить
учащихся оформлять заглавие.)
–
Как будем писать каждое предложение?
Самопроверка.
–
Грамматик тоже выполнял это задание. Вот что он написал. А у вас так
же? (На
доске написан текст с названием.)
–
Какие опасные места вам встретились в предложении? Подчеркните их. (Обязательно
подчеркните большую букву в начале предложения, и точку в конце. Другие
орфограммы подчеркиваются на основании расхождения произношения и
написания.)
–
Что вы расскажете дома об уроке русского языка?
–
Какие слова называются противоположными?
–
Нам с тобой Пришел
черед Сыграть
в игру «Наоборот». Скажу
я слово Высоко, А
ты ответишь Низко. Скажу
я слово Далеко,
А
ты ответишь …
. |
Скажу
я слово Потолок,
А
ты ответишь …
. Скажу
я слово Потерял,
И
скажешь ты: …
. Скажу
тебе я слово Трус, Ответишь
ты: …
. |
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай
…!
–
Что значит озаглавить текст?