twitter ВКонтакте facebook

И. А. Крылов «волк и ягнёнок»

Цели: учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; выражать свои мысли посредством выразительного чтения; познакомить с обозначением речи персонажей (кавычки, тире); учить различать автора и героев басни.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; иллюстрации к басне «Волк и Ягнёнок».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выступление творческих групп по басне «Ворона и Лисица». (Каждая группа детей выбирает заранее себе вариант домашнего задания.)

III. Введение в тему урока.

– Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями И. А. Крылова. Многие поколения людей зовут писателя «дедушкой Крыловым», любят и знают наизусть его басни. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло ещё и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.

IV. Работа по теме урока.

1. З н а к о м с т в о  с басней.

– А теперь вы познакомитесь с басней «Волк и Ягнёнок».

2. Чтение басни учениками (про себя).

– Поделитесь своими мыслями.

3. Словарная работа.

– В этой басне так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка их можно заменить.

– Сегодня нам в этом может помочь консультант Кот Учёный (в конце учебника в разделе «Совет консультантов») на странице 155.

4. Подготовка к чтению по ролям.

– Сколько человек понадобится, чтобы прочитать эту басню по ролям?

– Как надо читать слова Волка и Ягнёнка, чтобы зрители (слушатели) поняли, что хотел сказать автор?

5. Чтение басни по ролям (1–2 варианта).

6. Беседа по содержанию прочитанного.

1) В чём отличие басни Крылова от басни Эзопа?

2) Чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем басню Эзопа. Откроем страницу 64 учебника.

– Басня Эзопа прозаическая, а басня Крылова поэтическая.

– Разные композиции: в басне Эзопа сначала идёт сюжетная часть, а потом – мораль, а в басне Крылова – наоборот: сначала мораль.

3) В какой басне ты лучше представляешь характеры животных? (В басне И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок».)

– Докажите свой ответ словами басни.

4) Мораль какой басни точнее выражает её смысл? (Мораль у басен – разная. У Эзопа – конфликт неравенства: власти и зависимости.)

5) Какая из басен вам нравится больше и почему?

V. Итог урока.

– Чем мы занимались на уроке?

– Что самое интересное было на уроке?

– Великий русский писатель Н. В. Гоголь назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа».

Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению басни (с. 68–69 учебника).