Follow @Pyccstudy |
Цели:
учить
видеть и чувствовать за строками
произведения глубокий смысл басни; выражать свои мысли посредством
выразительного чтения; познакомить с обозначением речи персонажей
(кавычки,
тире); учить различать автора и героев басни.
Оборудование:
портрет
И. А. Крылова; иллюстрации к басне «Волк и Ягнёнок».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выступление
творческих групп по басне «Ворона и Лисица». (Каждая
группа детей выбирает
заранее себе вариант домашнего задания.)
III.
Введение в тему урока.
–
Сегодня мы
продолжаем знакомство с произведениями И. А. Крылова. Многие поколения
людей
зовут писателя «дедушкой Крыловым», любят и знают
наизусть его басни. Многие
слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со
страниц книги
перешли в нашу речь. Это произошло ещё и потому, что Крылов обладал
великим
даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.
IV.
Работа по теме урока.
1.
З н а к о м с
т в о с басней.
–
А теперь вы
познакомитесь с басней «Волк и Ягнёнок».
2.
Чтение басни
учениками (про себя).
–
Поделитесь
своими мыслями.
3.
Словарная работа.
–
В этой басне
так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или непонятные.
Давайте
прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из
современного русского языка их можно заменить.
–
Сегодня нам в
этом может помочь консультант Кот Учёный (в конце учебника в разделе
«Совет
консультантов») на странице 155.
4.
Подготовка
к чтению по ролям.
–
Сколько
человек понадобится, чтобы прочитать эту басню по ролям?
–
Как надо читать
слова Волка и Ягнёнка, чтобы зрители (слушатели) поняли, что хотел
сказать
автор?
5.
Чтение басни
по ролям (1–2 варианта).
6.
Беседа
по содержанию прочитанного.
1)
В чём отличие
басни Крылова от басни Эзопа?
2)
Чтобы
ответить на этот вопрос, давайте перечитаем басню Эзопа. Откроем
страницу 64
учебника.
–
Басня Эзопа
прозаическая, а басня Крылова поэтическая.
–
Разные
композиции: в басне Эзопа сначала идёт сюжетная часть, а потом
– мораль, а в
басне Крылова – наоборот: сначала мораль.
3)
В какой басне
ты лучше представляешь характеры животных? (В басне И. А.
Крылова «Волк и
Ягнёнок».)
–
Докажите свой
ответ словами басни.
4)
Мораль какой
басни точнее выражает её смысл? (Мораль у басен –
разная. У Эзопа – конфликт
неравенства: власти и зависимости.)
5)
Какая из
басен вам нравится больше и почему?
V.
Итог урока.
–
Чем мы
занимались на уроке?
–
Что самое
интересное было на уроке?
–
Великий
русский писатель Н. В. Гоголь назвал басни И. А. Крылова
«книгой мудрости
самого народа».
Домашнее
задание.
Подготовиться
к
выразительному чтению басни (с. 68–69 учебника).