Follow @Pyccstudy |
Цели:
подвести к выводу, что названия предметов
– это слова; продолжать словарную работу; обогащать
лексический запас учащихся.
1.
Выполнение
упражнения 1, с. 34.
–
Вспомните словарные слова, в которых есть написанные вами буквы. (Петух,
тарелка.)
Допишите эти слова после слога «те».
II.
Формирование новых знаний.
–
Попробуйте запомнить вещи из школьного портфеля.
Семь ночей и дней в неделе
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
Ручка, чтобы написать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь, приятель ваш.
–
Как одним словом можно назвать эти вещи? (Школьные
принадлежности,
предметы.)
–
Какие еще предметы можно отнести к школьным принадлежностям?
&
Этимология
слов.
Карандаш.
Слово
образовано от тюркского кара, что означает
«черный», и таш –
«камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых
палочек, служивших для
письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки
покрывались
серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них
«одежду»
– кожаную, металлическую и, наконец, деревянную.
Теперь
стерженек может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом
карандаш.
Ластик
(резинка). Почему резинка называется резинкой, это,
наверное, всем
понятно. Она делается из резины.
Но
у нее есть еще одно название ластик.
Откуда появилось это слово? Дело в том, что резина делается из каучука.
А
каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда
образовалось слово ластик,
что значит «упругий», «хорошо
растягивающийся».
Пенал.
Перо по-латыни будет пенна. А где хранят перья? В
специальной коробочке,
которую назвали пенал.
Портфель.
Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинаются
с этого
порт-: портсигар (сигаронос), портмоне (деньгонос),
портфель (листонос).
Слово портфель образовано от двух французских слов: порте
(носить) и фель
(лист).
Да,
кстати, во всех французских словах
ударение ставится на последнем слоге. Поэтому ни в коем случае нельзя
произносить это слово с ударением на первом слоге. Это грубая ошибка.
Промокашка
(разг.) – промокательная бумага. Промокать –
пропускать сквозь себя влагу.
Выполнение
упражнения 2, с. 34.
–
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
–
Какое слово произносится одинаково, но
обозначает разные предметы? (Лук.) Такие слова
называются многозначными.
–
На какие группы вы разделили эти предметы?
–
Назовите слова, обозначающие растения.
(Лук, роза.)
–
Животных. (Жук, кот.)
–
Людей. (Мальчик, девочка.)
–
Прочитайте обращения авторов !!!.
Какие
же слова будем называть предметами?
–
Замените картинки словами и озвучьте предложения.
Играет
в футбол. |
Наряжает
куклу. |
–
Учитель заменяет картинки словами: мальчик, девочка.
–
Ребята, это новые словарные слова. Как
вы думаете, какие «опасные» места нужно запомнить в
этих словах?
–
Спишите эти предложения. Какие
слова-предметы вы видите в этих предложениях? (Футбол, кукла.)
–
А теперь составьте предложения о
мальчике и девочке сами, используя слова из упражнения 4, с. 35.
–
Что содержит ваше предложение?
–
Как оно произносится?
–
Какой знак препинания поставите при письме?
–
Какие слова в предложениях обозначают,
называют предмет?
1.
Выполнение
упражнения 5, с. 36.
–
Назовите изображенные предметы.
–
Как одним словом можно назвать эти предметы?
–
На какие две группы их можно разделить?
–
Запишите. (Учитель обращает
внимание на расстановку знаков препинания при перечислении.)
Фрукты:
груша, вишня, яблоко, лимон.
Овощи:
морковь, свёкла. (Учитель обращает
внимание на произношение слова свёкла.)
–
Задайте вопрос к каждому слову. (Что
это?)
–
Сделайте вывод, на какой вопрос отвечают
слова-предметы.
2.
Выполнение
упражнения 6, с. 36.
–
Как одним словом можно назвать эти предметы?
–
Спишите слова. Подчеркните словарное слово.
(Тарелка.)
V.
Проверка понимания темы урока.
–
Я буду называть слова, а вы хлопните в
ладоши, если услышите слово-предмет.
Стол,
веселый, собака, колесо, бежать, шкаф,
умная, сидеть, газета.
–
Что нового узнали на уроке?
–
Что будем называть предметами?
–
Приведите примеры слов-предметов.